В ситуации, когда Народное собрание Гагаузии до сих пор не назначило дату выборов нового созыва, а полномочия депутатов истекают этой осенью, депутат Владимир Кысса в студии программы Focus на laf.md раскладывает по полочкам все юридические и политические тупики, в которых оказалась автономия. В интервью Кысса высказался о судьбе отменённой статьи 21, законопроекте об образовании, влиянии Шора, технических проблемах с отсутствием ЦИК и вероятном развитии событий.
Проблема, о которой не говорят: кто утвердит итоги выборов?
Главная юридическая загвоздка, по словам депутата, заключается вовсе не в назначении даты выборов.
«У нас сегодня очень большая проблема стоит — то, что законодательство Республики Молдова сегодня провело реформу судебной системы. Мы не имеем апелляционной палаты Комрат, где в законе чётко прописано, что именно она утверждает итоги выборов в НСГ и башкана», — объясняет Кысса.
По его мнению, даже если выборы состоятся, а результаты не будет кому утвердить, это приведёт к юридическому вакууму: «Выборы могут просто не признать. Получается, зря провели».
ЦИК Гагаузии нет. Может ли ЦИК Молдовы организовать выборы?
После роспуска постоянно действующего ЦИК Гагаузии (инициатива Дмитрия Константинова), комиссии как независимого органа просто не существует.
«Мы должны форсировать этот вопрос. На сегодняшний день Центральная избирательная комиссия Гагаузии не функционирует. Нет! И если судебная инстанция не выдвинет кандидатов, ЦИК не сформируют», — настаивает Кысса.
Он также не исключает, что в отсутствие регионального ЦИК организацией выборов займется республиканская Центральная избирательная комиссия: «Я не исключаю, что они могут провести эти выборы здесь на основании республиканского закона».
Новый закон об образовании: путь к очередной отмене?
Исполком Гагаузии направил в Народное собрание проект нового закона об образовании. По словам Владимира Кысса, он лично видел этот текст: «Я тоже кое-какие статьи читал и думаю, что Госканцелярия этот законопроект будет обжаловать однозначно».
При этом он надеется, что до принятия в окончательной редакции документ успеют откорректировать: «Будем корректировать и не выходить за рамки законов, чтобы не давать повод для обжалования».
Напомним, что аналогичный закон 2016 года уже был отменен Высшей судебной палатой по иску Госканцелярии как противоречащий Кодексу об образовании.
Башкан без полномочий, депутаты — на выход: как быть?
На момент интервью глава Гагаузии Евгения Гуцул находилась под домашним арестом. Формально, её обязанности исполняет первый заместитель. Однако, как подчёркивает депутат: «Вопрос в другом — сколько это будет продолжаться. Прошел уже месяц. Через еще один месяц начнет действовать статья о признании невозможности выполнения обязанностей. Это может привести к необходимости новых выборов башкана».
О «влиянии Шора» и технологии покупок голосов
Кысса также коснулся темы деструктивного влияния внепарламентских акторов: «Наши жители в последнее время уже привыкают к системе, в которой за каждый голос платят. Они просто больше не идут на выборы, если им не принесут деньги».
По его словам, это привело к снижению интереса к реальному развитию региона: «Мы превратили Гагаузию в шоу. Люди не смотрят на развитие населённого пункта — ждут, когда принесут копейку».
Что дальше?
По мнению Владимира Кысса, даже если выборы в НСГ и башкана совпадут по дате, это не будет трагедией: «От этого Гагаузия только выиграет. Одна избирательная кампания — меньше затрат».
Но он подчеркивает, что главное — это действовать строго по закону: «Мы не должны выходить за рамки. Иначе получим нелегитимную власть и усугубим кризис».