Башкан Гагаузии более двух месяцев не исполняет свои обязанности, потому что находится под домашним арестом. По закону, местные депутаты могут начать процесс ее отстранения. Но есть проблема: эта норма не обязательная и отстранить ее могут лишь в случае, если суд признает Гуцул виновной, передает корреспондент IPN из Гагаузии.
Процедуры отстранения
Согласно части (9) статьи 14 Закона Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии», полномочия главы автономии могут быть прекращены досрочно в случае совершения им преступления.
А согласно части (4) статьи 71 Закона “Об Уложении Гагаузии”, полномочия Главы Гагаузии могут быть прекращены досрочно в случае невозможности исполнения им своих обязанностей в течение более чем 60 дней, что подтверждается судебной инстанцией в 30-дневный срок после поступления обращения.
После того, как должность главы Гагаузии становится вакантной, Народное Собрание назначает выборы, которые проводятся не позднее чем в трехмесячный срок со дня «образования вакансии».
Правовые пробелы
Чтобы запустить процесс отстранения башкана от должности, кто-то должен обратиться в суд. А кто это может сделать, в законе четко не прописано.
В своем личном блоге депутат Александр Тарнавский заявил о «правовом пробеле»: «В Уложении не уточняется, кто может выступать инициатором обращения в судебную инстанцию. Это порождает правовую неопределенность», — заявил Тарнавский.
По его версии, это означает, что теоретически обращение в суд может подать «любой субъект» — от Народного Собрания до простого гражданина Республики Молдова.
Депутат считает также, что согласно иерархии нормативных актов, именно Закон «Об особом правовом статусе Гагаузии» превышает юридическую силу Уложения Гагаузии.
«В сложившейся ситуации досрочное прекращение полномочий главы Гагаузии возможно исключительно в случае признания её виновной в совершении преступления, на основании вступившего в законную силу решения суда», — отметил Тарнавский.
Экс-депутат НСГ, юрист Иван Бургуджи отметил, что Уложение Гагаузии «априори не должно противоречить положениям Конституции и Закону «Об особом правовом статусе Гагаузии», где понятие «60 дней» отсутствует.
«В данном случае Башкана Гагаузии можно будет отстранить только если в отношении неё будет вынесен обвинительный приговор и он вступит в силу. До этого у Народного Собрания Гагаузии нет возможности и права выносить решение об отстранении Башкана от должности», заявил Бургуджи IPN.
На усмотрение НСГ
Глава госканцелярии Комрат Сергей Чернев отмечает, что должен быть суд Уложения Гагаузии (аналог Конституционного суда Молдовы). Именно он должен трактовать законы. Но поскольку такого суда нет, спорные моменты в законе “остаются за Народным Собранием».
По словам Чернева, Народному собранию такое положение выгодно, потому что есть представители в НСГ и Исполкоме, которые «полностью взяли всю власть в Гагаузии» и будут оттягивать принятие решения в отношении Гуцул.
А что НСГ
Вице-председатель НСГ Георгий Лейчу рассказал IPN, что есть два пути, по которым можно прекратить деятельность башкана – отстранение по инициативе НСГ в случае нарушения закона и совершения преступления, подтвержденного судом.
Что касается нормы о неисполнении башканом обязанностей более 60-ти дней, то здесь, по словам Лейчу, «все не так однозначно».
„Оспаривается другого рода вопрос: а носит ли это обязательный характер? Более 60 дней может означать многое. Это могут быть и 90 дней и 120. Когда именно обращаться”, — задался вопросом Лейчу.
Примечательно, что норма, предусматривающая 60 дней неисполнения обязанностей, которые должен подтвердить суд, была введена как раз при башканстве Евгении Гуцул, в марте 2024 года.