Декрет президента Майи Санду о повторном выдвижении Натальи Гаврилицы в премьер-министры не соответствует Конституции. К такому выводу 23 февраля пришли члены Конституционного суда (КС) в ходе рассмотрения ходатайства депутатов от ПСРМ, которые требовали признать декрет президента неконституционным, сообщает NM.
В Конституционны суд обратились депутаты ПСРМ Василий Боля, Григорий Новак и Александр Суходольский. В своем заявлении они указали, что президент Майя Санду нарушила конституцию, когда отказалась выдвинуть кандидатуру Марианы Дурлештяну на должность премьер-министра и повторно выдвинула Наталью Гаврилицу.
Депутаты ПСРМ считают, что Санду была обязана выдвинуть Дурлештяну, так как ее предложило «ситуативное парламентское большинство», а согласно предыдущим решениям КС, президент обязан выдвинуть кандидата, предложенного сформированным парламентским большинством.
«Мы просим суд восстановить конституционное равновесие между ветвями власти. Что касается роли президента при назначении кандидата, президент наделен двумя функциями — представлять страну и быть гарантом независимости и территориальной целостности страны. КС в своей практике отмечает, что президент не может действовать, не учитывая мнения парламента и существующих решений КС», — сказал Василий Боля, представляя заявление социалистов.
Он напомнил, что в одном из решений КС от 2013 года суд указал, что интерпретация решений КС является обязательной к исполнению и имеет равную законам силу.
«В этом смысле, власти обязаны соблюдать конституционную лояльность. Выполнение решений КС необходимое условие для функционирования правового государства», — сказал Боля напомнив, что «атрибуция президента выдвигать кандидата — это конституционная обязанность».
В этом контексте Боля напомнил о решении КС от 2015 года и пояснении, данном в 2020 году, согласно которым «дискреционное право президента на выдвижение кандидатуры премьер-министра ограничено». В этих решениях сказано, что «если сформировано формализованное абсолютное парламентское большинство, президент обязан выдвинуть кандидата на должность премьер-министра, предложенного этим большинством».
Боля считает, что парламент свою часть законных требований выполнил и представил президенту кандидата и список депутатов, входящих в большинство.
«Мы считаем, что президент проигнорировала обязательные к исполнению решения КС и Конституцию, нарушила принцип нейтральности и повторно выдвинула Наталью Гаврилицу», — заявил Боля.
Судья Люба Шова спросила Болю, подписывал ли он декларацию в поддержку кандидата или подписывал документ о создании коалиции.
Боля ответил, что оставил подпись на декларации, которая включала в себя и выдвижение Дурлештяну на пост премьера.
Советница президента Олеся Стамате спросила Болю, настаивает ли ПСРМ, как и раньше, на проведении досрочных выборов. Боля спросил ее в ответ, какое отношение это имеет к сути дела, а председатель КС Домника Маноле сказала Стамате следовать теме рассматриваемого запроса.
Стамате пояснила, что ее вопрос имеет отношение к теме, так как суть формирования большинства и выдвижения кандидата в премьеры заключается в намерении управлять страной.
Олеся Стамате также спросила Болю, при каких условиях ПСРМ консультировалась с платформой Pentru Moldova, проводили ли они совместные переговоры до выдвижения Дурлештяну. Она пояснила, что спрашивает, так как представители этой платформы в день выдвижения Дурлештяну говорили, что им ничего не известно о потенциальном кандидате.
Василий Боля сказал, что не понимает, где вопрос.
«Никаких условий никому никто не выдвигал, было 36 подписей ПСРМ, мы призвали поддержать Дурлештяну подписями и остальные подписали. Условий или распределений не существует, потому что у нас нет назначенного кандидата», — заявил депутат.
Его коллега по фракции Григорий Новак, выступая, отметил, что в решениях КС не прописано, что должно быть какое-то большинство, существующее давно или планирующее существовать долго.
Олеся Стамате, выступая перед КС сказала, что указ президента не нарушает Конституцию, а все обвинения в адрес Санду касаются не нарушения Конституции, а интерпретаций.
Она напомнила, что в 2015 году решение КС, обязывающее президента выдвигать кандидата, было принято в определенных условиях.
«Мы не хотим оскорблять суд, но надо учитывать контекст. От решения в 2015 выгоду получил только [экс-глава ДПМ] Владимир Плахотнюк. Сегодня мы в похожей ситуации, позволить конъюнктурному большинству сформировать правительство — это риск перезахвата парламента олигархическими группами», — сказала Стамате.
Судья Владимир Цуркан спросил Стамате «если есть формализованное большинство, как предусмотрел КС в 2015 и 2020 годах, президент обязан выдвинуть кандидата большинства?»
Стамате ответила, что юриспруденция КС детально объясняет, что большинство должно быть формализованным и соответствовать определенным условиям.
«Мы сегодня должны определить, что же такое формализованное парламентское большинство. А так да, президент обязан выдвинуть кандидата», — сказала советница президента.
***
Напомним, 11 февраля кандидат Майи Санду в премьер-министры Наталья Гаврилица в парламенте не получила ни одного голоса депутатов. До заседания парламента большинство фракций заявили, что не будут голосовать за этот кабмин, чтобы спровоцировать этим роспуск парламента и досрочные выборы. В ходе заседания глава ПСРМ Игорь Додон пришел в парламент и объявил о предложении выдвинуть в премьер-министры кандидатуру Марианы Дурлештяну — предложенную «ситуативным парламентским» большинством. За час на призыв Додона откликнулись 54 депутата — фракции ПСРМ и «Шор», группа Pentru Moldova, экс-демократы Евгений Никифорчук и Владимир Андронаке и независимый депутат Александр Олейник.
Президент Майя Санду в тот же день организовала консультации, выслушала все фракции и повторно выдвинула кандидатом в премьеры Наталью Гаврилицу.
Санду сказала, что не рассматривает кандидатуру, предложенную депутатами от Партии социалистов (ПСРМ), партии «Шор» и группы Pentru Moldova.
Фото: moldovenii.md