С развитием информационных технологий человек получил доступ к большому количеству информации. При этом, далеко не все обладают навыками критически мыслить и анализировать где правда, а где манипуляция. За последние годы количество фальшивых новостей только увеличивается. О том как это сказывается на доверии граждан к СМИ и что делается для решения проблемы, в следующем материале.
Мария Карп последние 40 лет проживает в городе Комрат. За годы работы в русскоязычном обществе она привыкла смотреть российские каналы, кроме которых по телевидению ничего не было.
“За это время у меня уже сформировалась привычка включать российские каналы. Раньше мы узнавали быстрее новости из России, чем из Молдовы. До 2000-х годов у меня был старый телевизор, по которому показывали только несколько российских каналов”, – рассказывает Карп.
Она признается, что список каналов, который она смотрела значительно влиял на восприятие многих политических и социальных аспектов.
“Поколение которое выросло в Советское время все-таки привыкло доверять СМИ. Если в газете или на ТВ так написали или сказали, значит это правда. В этом очень большая опасность для нас. Мы не умеем критически мыслить”, – отметила Карп.
Женщина вспоминает как сама неоднократно верила в фальшивые новости. Один из самых ярких случаев произошел в 2016 году в разгар избирательной кампании за пост президента Молдовы.
“В то время была серьезная проблема с беженцами из Сирии, которые стремились попасть в Европу. Много слухов ходило о том, что если Майя Санду победит, то беженцы приедут и к нам. В одном из выпусков новостей как раз и говорили о том, что она встретилась с Ангелой Меркель. Якобы стороны договорились, что Европа помогает Санду выиграть выборы, а в ответ Молдова примет многочисленных беженцев из Сирии”, – отметила Карп.
Несмотря на то, что в новости не было подтверждающих эту теорию фактов ,за исключением мнений некоторых политологов, женщина поверила и испугалась за будущее Молдовы.
“Сейчас даже неловко вспоминать, но я действительно тогда поверила, что в случае победы Санду, Молдова начнет принимать беженцев. Это люди другой национальности, религии, все это внушало страх”, – поделилась жительница Комрата.
О том, что это фальшивая информация, использованная против Санду ее оппонентом, Мария Карп узнало только спустя несколько месяцев после выборов. Но в тот момент выбор уже был сделан.
Эта история пошатнула веру женщины в независимость молдавских СМИ.
“Тогда я поняла как легко можно обмануть человека, ради того, чтобы добраться до власти. К сожалению после этого я перестала практически смотреть молдавские каналы, за исключением некоторых передач”, – добавила Мария Карп.
Что говорят опросы?
В феврале 2021 года в рамках “Барометра общественного мнения” у жителей Молдовы спросили насколько они доверяют СМИ. Данные показали, что основным источником информации для граждан Молдовы остается телевизор, 73,2% смотрят его каждый день, а 74,2% указали, что это для них самый значимый источник информации. Интернетом каждый день пользуются около 67,3% опрошенных, 58,6% считают его самым важным источником информации. На третьем месте радио: его каждый день слушают 27,1% респондентов, для 16,2% радио — главный источник информации.
Телевидению при этом доверяют 28,7% опрошенных (на 6% больше, чем в осеннем опросе), а интернету — 23,6% (на 3% больше, чем в осенью). Еще 7,9% доверяют информации, полученной от членов семьи, 2,7% — соседям и друзьям, а 2,5% — радио.
Местным СМИ доверяют 50,3% респондентов, российским СМИ — 42,9%, европейским —39,7%, румынским — 33,5%.Украинским и американским СМИ доверяют около 20% опрошенных.
Интересно понять насколько хорошо граждане осведомлены о таких феноменах как фальшивые новости. По данным опроса, проведенного Центром независимой журналистики в конце 2020 года 65% респондентов заявили, что знают, что такое фейковые новости, а 44% заявили, что им известно, что означает термин «пропаганда».
Большинство респондентов, знакомых с таким явлением, как фейковые новости, согласны (55%) или преимущественно согласны (33%) с утверждением, что фейковые новости – это те, в которых «журналисты умышленно представляют недостоверную информацию как правдивую». С другой стороны, большая часть респондентов в той или иной мере согласна с утверждениями, не обязательно являющимися типичными для фейковых новостей, относя к этой категории и информацию, достоверность которой не проверена журналистами (72%), и несбалансированные материалы, основывающиеся на единственном мнении (55%).
Как бороться с фальшивыми новостями и что для этого делается в Молдове?
По мнению исполнительного директора Ассоциации независимой прессы Петру Маковея проблема фальшивых новостей в Молдове по-прежнему очень актуальна.
“Уровень дезинформации в нашей стране, даже выше чем в Украине. Из разговоров с коллегами из Украины, Румынии, Грузии, я сделал вывод, что в Молдове эти процессы запущены. Демократия в нашей стране на самом низком уровне. И в условиях ,когда политики используют СМИ, чтобы манипулировать общественным мнением и не только во время выборов. У нас скрещение бизнес интересов с политикой. Поэтому некоторые политики используют подконтрольные СМИ в целях манипулирования и дезинформации. Вторая причина – то, что Молдова не имеет рычагов для воздействия на внешнюю пропаганду. Эта проблема достаточно сложная и имеет политические корни”, – отметил Маковей.
За последние годы в Молдове внедряли сразу несколько проектов, направленных на борьбу с фальшивыми новостями. Один из наиболее крупных – проект Ассоциации независимой прессы (API) Stop Fals. В рамках проекта сотрудники проекта проводят постоянный мониторинг новостей, которые выходят в молдавском медиа-пространстве. В случае если новость фальшивая, то выходит ее опровержение и подробный разбор почему она неправдивая. Одновременно с этим, представители проекта во всех районах страны организовывали информационные встречи ,на которых рассказывали как защититься от фальшивых новостей.
“Основная целевая группа, проекта – это жители сельских населенных пунктов. В городах люди имеют больший доступ к разным источникам информации и более склонны к критическому мышлению. […] Вторая целевая группа – это будущие учителя, то есть студенты педагогических колледжей и университетов. Это люди, которые будут формировать детей в будущем. Поэтому важно, чтобы они понимали насколько серьезна проблема дезинформации и как этому можно противостоять”, – рассказал Маковей.
Одновременно с усилиями неправительственных организаций, власти Молдовы начали в тестовом режиме вводить уроки медиаобразования для школьников. Таким образом, они надеются, что с ранних лет дети научатся выбирать достоверные источники информации и сформируют критическое мышление.
Нужно ли регламентировать работу сайтов ?
Григорий Стоянов – несколько лет работал в журналистике. Сначала в частном портале GagauzMedia, затем и в общественной компании GRT. За годы в журналистике он работал и в качестве пишущего журналиста, так и ведущим выпусков новостей.
По его мнению, для борьбы с манипуляцией в СМИ мало внедрять проекты, направленные на информирование граждан.
“Я считаю, что лица, которые публикуют фальшивые материалы должны отвечать перед законом. Но в Молдове закон регламентирует только работу ТВ и радио, а владельцы сайтов не несут ответственность за написанное. Это несправедливо, поэтому нужен закон, который регламентировал бы и работу сайтов, в том числе с указанием наказаний в случаев намеренного появления фальшивых и манипулятивных материалов, – считает Стоянов.
По мнению Маковея, деятельность сайтов нужно регламентировать, однако делать это надо осторожно.
“Это нужно сделать, но учитывая, что есть политический контроль бизнес-группировок над ветвями власти, такое решение может привести к незаконным действиям по отношению к независимым СМИ. Я допускаю, что могут просто заблокировать неудобные сайты, под выдуманным предлогом, что они опубликовали лживую информацию. […] Но, я считаю, что в нашей стране намеренное распространение лживой и тенденциозной информации должно быть наказуемо,” – отметил Маковей.
Автор: Петр Гарчу
Материал создан при поддержке организаций Медиа центр и Homodiversus. Мнения, выраженные в статье, принадлежат авторам и могут не совпадать с мнение организаций реализующих проект.