Венецианская комиссия (ВК) высказалась об оценке деятельности генпрокурора Александра Стояногло. Она считает, что Молдова должна существенно пересмотреть саму процедуру. Поскольку механизм оценки работы генпрокурора является «весьма необычным для Европы». Об этом говорится в заключении к поправкам в закон «О прокуратуре», опубликованным 13 декабря, передает NM.
Венецианская комиссия опубликовала 13 декабря заключение на поправки к закону «О прокуратуре», которые в августе 2021 года разработала и приняла правящая партия «Действие и солидарность» (PAS). За счет новых изменений власти законодательно закрепили возможность уволить генпрокурора, переформатировали состав Высшего совета прокуроров, а также узаконили процедуру отстранения генпрокурора, если против него открыто уголовное дело.
По мнению ВК, такие серьезные поправки в законодательство требуют больше прозрачности. Комиссия напомнила, что поправки приняли в первом чтении без консультаций с гражданским обществом. При этом Конституционный суд посчитал, что власти соблюли минимальные процедурные требования (публичные обсуждения состоялись перед вторым чтением законопроекта), но подчеркнул, «что предпочтительнее был бы более обдуманный и прозрачный процесс». Также ВК отметила, что механизм оценки генпрокурора является «весьма необычным для Европы».
Что не так в процедуре оценки работы генпрокурора?
Эксперты Венецианской комиссии подчеркнули, что в законе ничего не говорится ни о критериях оценки работы генпрокурора, ни о сферах его деятельности, которые будут оценивать. Также эксперты отметили, что инициированная властями «оценка достижений генпрокурора» мало отличается от дисциплинарной проверки.
Больше всего критики от ВК поступило на счет того, что оценка деятельности Стояногло уже началась, хотя критерии приняли «задним числом». В ВК пояснили, что они должны были определены заранее, «чтобы госслужащий понимал, что он делает что-то несовместимое с его должностью».
На основании этого комиссия считает, что Стояногло можно проверить только на «неподкупность и профессионализм». Эксперты пояснили, что соблюдение этих норм было понятно, когда Стояногло вступал в должность. Эксперты подчеркнули, что «недопустимо увольнять генпрокурора» за те нарушения, которые в будущем сочтут «ненадлежащим поведением».
Эксперты ВК также посоветовали включить в комиссию, которая оценивает работу Стояногло, прокуроров. В ВК считают, что комиссия не противоречит конституционной роли Высшего совета прокуроров (ВСП) и может восприниматься как дополнительная структура. Также эксперты увидели «риски» в том, что инициировать процедуру оценки генпрокурора может и президент, и трое членов ВСП. В ВК при этом напомнили, что президент не только инициирует процедуру оценки, но и делегирует своего представителя в комиссию, а затем одобряет решение ВСП по результатам оценки.
В ВК призвали власти Молдовы «основательно пересмотреть» этот механизм оценки работы. Как альтернативу, ВК предложила «усилить механизм» оценки отчета генпрокурора, который он ежегодно представляет парламенту. Также ВК предложила указать в законе четкие критерии оценки работы генпрокурора.
Напомним, четвертого ноября президент Майя Санду попросила Высший совет прокуроров инициировать процедуру оценки. 23 ноября ВСП создал спецкомиссию, которая ее проводит. В нее вошли пять членов. Пятого исключили из комиссии второго декабря. Речь идет о прокуроре из Румынии Марьяне Александру, которую делегировал в комиссию Высший совет прокуроров.