Гагаузский парламентаризм: гендерная дискриминация или стереотипы?

В Народном Собрании Гагаузии после очередных выборов в 2021 году, депутаты-женщины составили всего 3,2% от общего количества избранных депутатов. В Парламенте Молдовы после досрочных выборов доля женщин самая высокая в истории молдавского парламентаризма – 39,6%. Это выше, чем  в среднем по Европе 31,2% и среднемировому уровню 26%.

Отсутствие кандидата женщины – дискриминация избирателя?

Первый сигнал, о том, что в новом составе Народного Собрания Гагаузии может оказаться мало женщин – депутатов, поступил во время избирательной кампании от жительницы мун. Комрат Иванны Молла.

Она обратилась в ЦИК Гагаузии с жалобой, в которой указала, что:

«Разделение мун. Комрат на четыре избирательных округа нарушает ее право избирать кандидата женщину, так как она прописана, на территории второго округа, на котором нет кандидатов женщин»
Иванна Молла
Избиратель
"Проблема, с которой, обратилась госпожа Молла, лежит очень глубоко. Любая выборная кампания, могла иметь такие заявления, но, что делать, если нет зарегистрированных кандидатов женщин, на том или ином округе. Проблема, на мой взгляд, лежит глубже, и ею надо заняться».
Екатерина Жекова
Депутат Народного собрания Гагаузии 6 созыва

Женщины в гагаузском парламенте

Анализ гендерного состава Народного собрания Гагаузии с 1995 года показывает, что больше всего женщин было в 2008 году – пять депутатов. Далее во всех созывах статистика падает.

Количество мужчин и женщин – депутатов в НСГ всех созывов:

Избирательное законодательство

«Законодательство в области выборов в Гагаузии не ограничивает права и возможности женщин как избирать, так и быть избранными»

Яна Коваленко, председатель Центральной избирательной комиссии Гагаузии

 

«Законодательство о выборах предлагает женщинам и мужчинам равные права и возможности выбора, но также и возможность быть избранными. В принципе, нет никаких препятствий или исключений на выборах, когда речь идет о праве голосовать для мужчин и женщин. Различия проявляются в использовании права быть избранным. Однако эти различия не вызваны законодательными проблемами»

Дойна Бордеяну, доктор политологии, директор Центра Непрерывного Образования в Избирательной Сфере

«Законодательство в области избирательной сферы на сегодня не ущемляет прав женщин или мужчин. Единственная проблема – это количество подписей, необходимых для  сбора кандидатам из Кишинева и Бельц, но это проблема и для мужчин, и для женщин»

Павел Постика, Член ЦИК РМ

Стереотипы или дискриминация?

В нашем обществе присутствуют гендерные стереотипы, в основном патриархальные, и они вольно или невольно влияют на мнение электората.  Дойна Бордеяну уверена, что стереотипы влияют на выбор избирателей.

«В последнее время в связи с тем, что все больше женщин решают баллотироваться и участвовать в политической жизни, гендерные стереотипы стали более очевидными, а дискриминационные высказывания и язык вражды порождают стереотипы»

Яна Коваленко, председатель ЦИК Гагаузии, отмечает, что на слабое представительство женщин влияют стереотипы.

В нашем регионе до сих пор преобладают устои, что женщина – хранительница домашнего очага, женщина воспитывает детей, ведет хозяйство, но в последнее время тенденция меняется. Женщины более активны и проявляют стремление участвовать в политической жизни Автономии»

Петру Маковей, исполнительный директор API, подчеркнул, что, основные гендерные роли мужчин относятся к публичной сфере и соответствуют их профессиональным функциям, с отсылкой на успешность, деловые качества, открытость к поиску новых путей решения проблем, и зачастую акцентом на высокий социальный статус, компетентность, публичность.

«Мужчина предстает носителем важной миссии по решению назревших общественных проблем, активным социальным фактором региона. Что касается женских гендерных ролей – это образовательные, воспитательные и семейные роли и функции”

Не совсем согласны с тем, что стереотипы – причина малого представительства женщин в публичной деятельности – женщины депутаты VI созыва Народного Собрания Гагаузии. Одна из них – Елена Карамит, представлявшая в VI созыве НСГ село Авдарма.

Есть свои причины, и я не считаю, что были моменты, которые препятствовали женщинам в Гагаузии участвовать и выигрывать выборы. Здесь есть нюансы, в первую очередь, что депутаты не работают постоянно. Из 35 избираемых депутатов НСГ на постоянной работе работают только 9. Я  работала директором школы, соответственно до 17 часов я находилась на работе, для работы над законопроектами мы с коллегами собирались после работы и еще 3-4 часа сидели над проектами законов. Именно необходимость совмещать основную работу с работой депутата останавливает женщин баллотироваться», – сказала Елена Карамит.

Ее коллега по созыву Екатерина Жекова (с. Чишмикиой) отметила, что низкая активность и стремление участвовать в политике обусловлено недостаточной осведомленностью представительниц прекрасного пола автономии.

«Женщины не очень хорошо осведомлены, что они это тоже могут. Сегодня в Гагаузии говорят, политика дело грязное, и женщинам там делать нечего. Женщинам сказали мужчины, что политика грязное дело, они поверили в это и не участвуют. Но на мой взгляд, главные причины – непросвещенность и не подготовленность женщин», – считает Екатерина Жекова

Ответ на жалобу Иванны Молла

«Касательно дела Молла – она обратилась в ЦИК о предоставлении ей права голосовать в другом избирательном округе, нежели в том, где она проживает, так как в ее округе нет кандидата – женщины. ЦИК отказал, в связи с тем, что законодательство предусматривает голосование по месту жительства избирателя. Судебная инстанция впоследствии также отклонила поданное ей заявление, как необоснованное»
Яна Коваленко
глава ЦИК Гагаузии

Действительно, ни молдавское, ни гагаузское законодательство, не определяет отсутствие кандидата мужчины или женщины, как дискриминации избирателя. Светлана Миронова, доктор политологии, начальник офиса народного адвоката в Гагаузии, отметила: «Заявление Моллы, это не дискриминационный момент в законодательстве, нельзя сказать, что это так. У избирателей есть только право избирать из тех кандидатов, что зарегистрированы в том округе, где голосует избиратель», – сказала Миронова

Какие могут быть решения?

Мировая и национальная практика в сфере правового регулирования гендерных аспектов, в избирательной сфере содержит минимум два подхода к разрешения сложившейся ситуации, закрепление гарантий в законодательстве и определение определенных стимулирующих норм.

С законодательной стороны существуют определенные меры стимулирования, такие как гендерная квота при составлении списков кандидатов на парламентских и местных выборах, правила размещения кандидатов в списках  и дифференцированное количество подписей. Пункт 1 статьи 27 закона о политических партиях также увязывает выделение части государственного финансирования политических партий с количеством женщин, фактически избранных на парламентских (7,5 процента) и местных (7,5 процента) выборах, поясняет Дойна Бордеяну, доктор политологии, директор Центра Непрерывного Образования в Избирательной Сфере.

«Следующим шагом в совершенствовании законодательства является сокращение гендерных потерь. Эти потери происходят во время исполнения избранной должности (либо в качестве члена совета, либо в качестве заместителя), когда женщина уходит в отставку и заменяется альтернативным кандидатом-мужчиной. Хорошая практика, которую можно было бы применить в Республике Молдова, – это установить обязанность заполнять первоначальную вакансию, занимаемую женщиной, альтернативным кандидатом, также являющимся женщиной», – сказала Дойна Бордеяну.

«Проблема малого представительства, женщин в законодательном органе Гагаузии, лежит в одномандатных округах.  Гендерное представительство возможно, если ввести стимулирующие меры,  например сбор для женщин наименьшего количества подписей для регистрации; выделение денег из бюджета на избирательную кампанию женщин кандидатов», – объясняет Светлана Миронова, доктор политологии, начальник офиса народного адвоката в Гагаузии.

Какова ситуация по стране?

Статистика показывает, что мужчин по-прежнему больше, чем женщин на соответствующих должностях, но также и на руководящих должностях. Центральная избирательная комиссия при поддержке ПРООН в Молдове проводит гендерный анализ после каждых выборов.

Статистические данные, полученные после выборов, систематизированы и представлены графически в публикациях, которые можно найти на странице ЦИК.

В парламенте, избранном после выборов в июле 2021 года, у нас самый высокий процент женщин, избранных за всю историю независимости Молдовы – 39,6%, что ставит нас выше, чем в среднем по Европе (31,2%), и среднемировому уровню (26%). Для сравнения, после первых демократических выборов в 1990 году только 3,7% женщин имели доступ в парламент, а 96,3% составляли мужчины. На выборах 2014 г. было избрано 20,8% женщин, а в 2019 г. – 25,7%.

Автор: Виталий Гайдаржи

Материал разработан в рамках проекта «Чьи новости? Продвижение гендерно-чувствительных репортажей в местных СМИ Республики Молдова», который осуществляется Thomson Media, при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Германии.

 

 

Больше новостей

До 19 декабря аграрии еще могут подать заявки на несколько видов субсидий

Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности напоминает, что до 19 декабря 2024 года продолжается второй этап подачи заявок на авансовое, постинвестиционное и поэтапное субсидирование, передает

Read more >

«Не может мне кто-то указывать, сколько стоит моя консультация». Как в парламенте обсудили законопроект о психологах

В парламенте прошли консультации по законопроекту PAS, который призван кардинально изменить положение психологов в Молдове. В частности, проект предполагает лицензирование деятельности психологов, ограничение цен на

Read more >