Не равные полы. Как пандемия увеличила нагрузку на женщин

"Мой основной рабочий день начинался когда дети ложились спать и в квартире наступала тишина"

Жительница Комрата 34-летняя Наталья – мать троих детей. Самому старшему ребенку 11 лет, а младшему пять. Ее обычный день начинается в шесть – семь утра. До  восьми часов нужно приготовить завтрак, собрать детей в детсад и школу и собраться самой. Наталья признается, что в семье традиционно за приготовление еды, уборку в доме и образование детей, отвечает женщина. 

“Возможно некоторые считают это несправедливым, но у нас так принято. Мы выросли в семьях, где женщины по дому работали больше. Сложно изменить человека в 30-40 лет”, – объясняет она.  

На вопрос как повлияла пандемия на ее нагрузку по работе, Наталья вздыхает и после паузы в несколько секунд объясняет. 

“Самое сложное – это когда у тебя заканчивается дедлайн по рабочим проектам, а ты в квартире площадью 65 кв метров с тремя детьми на весь день. При этом, у двоих из них есть онлайн-уроки, а у тебя еще и работа. И им не объяснишь, что у мамы сегодня рабочий день, они считают, что ты дома, а значит свободна и должна уделить внимание”, – говорит мать троих детей. 

Наталья – дизайнер по-профессии. Зарплата зависит от объема работы. Практически сразу после начала пандемии ей пришлось  перейти“на дистанционку”, чтобы быть рядом с детьми дома. 

“Специфика работы такая, что из-за одного неточного расчета можно завалить весь проект. Когда один ребенок спрашивает как решить этот пример, другой просит поесть, а третий поиграть в кубики – сложно оставаться сконцентрированным. У меня упали показатели объемов работ и снизилась зарплата. Основной рабочий день мой начинался когда дети ложились спать и в квартире наступала тишина”, – вспоминает Наталья. 

Одним из самых сложных моментов  для Натальи настал когда у детей в школе начались онлайн занятия. В квартире только один ноутбук, как его делить между несколькими детьми не знали. 

“Я забрала свой рабочий компьютер домой, а дети менялись по дням. Один за ноутбуком, другой с телефона. Правда пользы от такой учебы было немного, поэтому приходилось дополнительно сидеть и объяснять”, – говорит Наталья. 

Возможности оставлять детей  с бабушками, дедушками у ее семьи не было. Родственники Натальи и  ее мужа живут в других населенных пунктах. 

“Что касается помощи от мужа по дому, то она конечно же есть, но в основном на выходных.  На тот момент, когда школы и детсады были закрыты, муж работал на компанию собирая заказы на товар в магазинах. Я же не могла отдать детей, чтобы они вместе с ним катались весь день”, – поясняет Наталья. 

Она уверена, что если  женщинам в Молдове платили бы за объем работы по дому, то сумма выходила бы больше, чем средняя зарплата по стране. По словам Натальи, властям прежде чем принимать решения о переводе школ на онлайн обучение или закрытии детсадов из-за карантина нужно подумать,  “а есть ли в этих семьях возможность быть рядом с детьми”. 

“Моей старшей дочери 11 лет. Были дни, когда мне нужно было выйти по делам в город и она на несколько часов оставалась одна в квартире вместе с братом и сестрой. То есть 11-летний ребенок смотрел еще двух детей. Такого не должно происходить”, – считает Наталья. 

Действительно ли негативная реакция от пандемии сказалась больше на женщинах, чем на мужчинах?

Международная организация UN Women за последнее время провела ряд исследований о влиянии пандемии на женщин в Молдове. По словам координатора программы по расширению экономических прав и возможностей женщин организации UN Women Татьяны Удря, исследования выявили тот факт, что среди женщин отмечалось значительно большее сокращение занятости в период действия чрезвычайной ситуации, чем среди мужчин. Это снижение было вызвано тем, что женщины либо потеряли работу, либо перешли на новую форму ухода с рынка труда – удаленную работу. При этом в долгосрочной перспективе такой формат работы будет меньше оплачиваться.

“Хотя ограничения, введенные властями на экономическую деятельность, были сняты, женщины не вернулись на рынок труда, что усугубило сокращение занятости. Положение женщин на рынке труда осложняется также и сокращением количества детских учреждений, и реформами в системе образования, которые увеличивают бремя неоплачиваемого труда по уходу за детьми”

Татьяна Удря – координатор программ UN Women Moldova

 Пандемия в большей степени повлияла на сферу услуг, которая традиционно больше представлена женщинами, чем мужчинами. Из-за этого уровень занятости женщин подвержен большему риску. 

“Оценка воздействия COVID-19 на женщин показывает, что пандемия усугубила неравенство, связанное с распределением обязанностей по домашнему уходу. Меры, принятые Правительством для прекращения распространения вируса, включали также остановку работы школьных и дошкольных учебных заведений, таким образом, бремя ухода за детьми автоматически перекладывалось на членов семьи, особенно на женщин. Более 51,2% женщин сообщили, что во время пандемии количество часов, посвященных школьным занятиям с детьми, увеличилось, и 54% из них отметили, что и в целом им пришлось уделять больше времени домашним делам”
Татьяна Удря
Координатор программ UN Women Moldova

По ее мнению пандемия и принятые меры изоляции выявили одно из самых слабых звеньев: домашнее хозяйство, при котором женщины берут на себя большую часть домашних забот, ухода за детьми и семейных задач, тем самым ограничивая свои возможности взаимодействия с кем-либо, помимо семьи. 

“Женщины были более подвержены чувству тревоги и приступам отчаяния во время пандемии. Ко всему этому, женщинам пришлось в ещё большей степени покинуть рынок труда по причине неравенства в распределении обязанностей по уходу за домашним хозяйством”, – поясняет Удря.

Пандемия поменяла роли в семье Андронаки

Алина Андронаки в Молдове известна как активист, который борется за равноправие, за гендерное равенство. С детства она выросла в семье, где родители не делили работу по дому по стереотипам. 

“Мои родители делали все вместе. Кто приходил первым с работы,  тот и готовил или убирал. Тоже самое было у меня с братом. Каждый знал свои обязанности и они не делились по гендеру. Я это видела в своей семье и хотела, чтобы в моей будущей семье было также. У моего мужа в семье был другой пример. Поэтому в первые годы совместной жизни мы пытались найти общие моменты. 

Алина не хотела, чтобы супруги делили занятия по дому по гендерному принципу, а делали вместе в зависимости от того, кто свободнее.

Мы научились слушать друг друга и постоянно обсуждать что нравится, что не нравится, как улучшить ситуацию. Сначала мы дошли до того, что делили определенные обязанности. Затем и мой муж Ион начал вовлекаться все больше в воспитание детей и понял что такое зависеть от занятий с детьми. Когда у нас родился третий ребенок, Ион уже сидел в отпуске, а я почти сразу вышла на работу. Но, это было формально, потому, что у нас обоих был гибкий график работы
Алина Андронаки

Она вспоминает, что наиболее сложное время было в начале пандемии. Из-за локдауна приходилось работать из дому, в день было по несколько конференций ZOOM.  После этого Алина начала работать из офиса, а ее муж Ион занимался с детьми. По ее словам наиболее сложным для мужа было готовить, так как он не умел это делать. Однако супруги Андронаки находили пути решения.

 

“До пандемии я пыталась готовить и оставлять семье на весь день еду, а муж в это время делал что-то другое, что он умел делать. Затем я оставляла ему рецепты, инструкцию  как готовить. Иногда блюда получались, иногда нет”, – рассказывает Алина.  

Смена ролей с мужем повлияла и на Алину. Самым сложным для нее моментом после двух  отпусков по уходу за ребенком, было так мало присутствовать в жизни детей. 

“В первое время я постоянно контролировала, спрашивала: “а это сделал, то сделал?”. Было очень непривычно сидеть в офисе с восьми часов утра до шести вечера. Все это время не видеть детей. Но, последние год у меня полный рабочий график и я начала понимать мужчин, которые только работают и теряют связь с детьми”, – поясняет Алина. 

После смены ролей, изменилась жизнь и у Иона. Он начал больше заниматься домашними делами, убирать, готовить еду. 

“Благодаря этому мы начали лучше понимать друг друга, насколько сложно к примеру воспитывать детей, следить за домом, или насколько сложно постоянно работать, много времени находится в офисе и мало видеть детей”, – добавляет Алина. 

Смену ролей между Ионом и Алиной в семье заметили и дети. В первое время они задавали им вопросы, которые исходили из  стереотипов, которые им навязывают в школах. 

“Они спрашивали: “а почему с нами больше сидит папа, а не ты. Ведь мамы должны это делать”. Мы пытались им объяснить, что сложилась такая ситуация. “Раньше я с вами сидела дома, а папа весь день работал. Тогда я не могла работать, вы были маленькими. Теперь папа с вами сидит, а я уже больше работаю, потому, что у меня появилась возможность взять больше проектов”, – говорит Алина. 

В более патриархальных регионах тоже есть примеры уменьшения гендерного неравенства

Гагаузия неофициально считается одним из самых патриархальных регионов Молдовы. Несмотря на это и здесь есть примеры семей, в которых супруги не делят работу по гендерным признакам, уменьшая этим неравенство. 

Одним из таких примеров является семья Хоменко. У Романа и Прасковьи четверо детей. По словам супруга еще до брака у него не было стереотипов о том, что мужчина не должен мыть посуду, или убирать в комнате. 

“Например моя мама когда я был маленьким ездила за товаром и привозила огромные сумки. Отец и вовсе можно сказать “с кухни не выходит”, очень любит готовить и делает это иногда чаще, чем мама”, – рассказывает Роман. 

С самого начала брака, Роман и Прасковья решили жить справедливо и также делить обязанности. Если один из супругов собирает утром детей, то другой обязательно готовит завтрак. И эти обязанности, по словам Романа меняются.  

Он рассказывает о том, что иногда такие роли удивляют их знакомых и друзей.  “Когда у нас есть гости и проходит застолье, то чаще всего я встаю первым и начинаю собирать со стола грязные тарелки, убирать мусор и мою посуду сразу. Потому, что не люблю когда много грязной посуды в раковине. И у многих удивление, что супруга сидит с гостями к примеру пьет стакан вина, я мою посуду. Для меня это вполне нормальная ситуация, потому что я понимаю, что так я облегчаю окончание вечера. После того, как гости уйдут мне с супругой не нужно будет сидеть и вымывать “горы посуды”, – говорит Роман. 

Как снизить гендерное неравенство? Советы экспертов, представленные в исследованиях международных организаций

  1. Министерствам и государственным агентствам необходимо использовать гендерный анализ при разработке государственной политики во всех сферах для устранения всех форм дискриминации по полу.
  2. Осуществлять постоянный контроль за выполнением государственной политики и требовать от Правительства ответственности за реализацию гендерно-чувствительной политики и международных обязательств по обеспечению гендерного равенства в Республике Молдова.
  3. Разработать и внедрить национальные механизмы и изменения в национальное законодательство для создания прочной основы для: устранения всех форм дискриминации, в том числе дискриминация на рынке труда; развитие механизмов, обеспечивающих баланс между профессиональной деятельностью и личной жизнью; снижение уровня вовлеченности женщин в неоплачиваемый труд и т. д.
  4. Убедиться, что законодательство и бюджеты по чрезвычайным ситуациям КОВИД-19 разработан на основе данных с разбивкой по полу, оценки гендерного влияния и консультируются с гендерными экспертами.
  5. Поощрять использование временных специальных мер, таких как гендерные квоты и обязательства по гендерному балансу, обеспечить равное представительство женщин (и/или женских организаций) в принятии решений по реагированию на КОВИД -19 и для пост-КОВИД выздоровления. 
  6. Одобрить национальные бюджеты с учетом гендерных аспектов и запросить местные государственные органы о принятии этих принципов на местном уровне ещё на этапе разработки политик и бюджетов.
  7. Скорректировать национальное законодательство для облегчения инвестиций частного сектора в развитие услуг по уходу за детьми 0–3 лет, создавая тем самым предпосылки для увеличения занятости молодых женщин и мужчин с детьми.
  8. Работать с женскими группами и организациями гражданского общества, чтобы оказывать адресную помощь уязвимым группам, в том числе социальную, экономическую, правовую и психологическую поддержку, и сделать это сотрудничество частью национального плана по борьбе с пандемией.
  9. Повышение доступа населения к различным видам услуг, которые позволят женщинам сбалансировать работу и личную жизнь, таким образом сняв бремя неоплачиваемого труда, связанного с необходимостью ухода за детьми и пожилыми людьми в их семьях.
  10. Разработать государственные программы, обеспечивающие доступ женщинам-предпринимателям, пострадавшим от пандемии, к недорогим финансовым ресурсам.

Автор: Петр Гарчу

Материал разработан в рамках проекта «Чьи новости? Продвижение гендерно-чувствительных репортажей в местных СМИ Республики Молдова», который осуществляется Thomson Media, при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Германии.

Больше новостей

Топливо в Молдове продолжает дорожать

Национальное агентство по регулированию в энергетике (НАРЭ) опубликовало новые максимальные цены на бензин и дизельное топливо. Они будут действовать завтра, 27 ноября. По данным агентства,

Read more >

(АНОНС) Focus. Влад Кульминский: «Продолжение войны в Украине приведёт Молдову к геополитической турбулентности»

📢 АНОНС ❗️ 🔴Сегодня, 🕕 в 18:00, смотрите новый выпуск программы Focus с Виталием Гайдаржи на информационном портале Laf.md и YouTube канале. 👤 Гость программы

Read more >

Президент на Форуме европейской интеграции: «Впервые в истории у нас есть реальный и ощутимый шанс стать государством-членом ЕС»

Впервые в истории у нас есть реальный, ощутимый шанс стать государством-членом Европейского союза, и мы участвуем в гонке на время. Такое заявление сделала президент страны Майя

Read more >