Между оккупацией и освобождением. История родных сестер из Донбасса, которых разделила война в Украине

Война в Украине разделила даже близких родственников. По разные линии баррикад остались родные сестры, братья, родители и дети. При этом, известны истории, когда близкие родственники совершенно по-разному относятся к военному вторжению России в Украину. Пока одни вынуждены убегать от снарядов и пуль, другие считают, что Россия не стреляет в мирных.  LAF рассказывает историю родных сестер из Донбасса.

Сестры Екатерина и Ирина (имена изменены по их просьбе. Прим.ред) выросли в Луганске. Их отец в Советское время служил на атомной подводной лодке. В 2014 году после начала войны на Донбассе, Екатерина переехала в Киев. В Луганске остался новый дом, друзья и родственники. 

“Перед своим отъездом я очень хорошо помню как началась воздушная тревога и наша соседка стала кричать, что скорее в бомбоубежище. Я тогда спешила на свидание и начала ей объяснять, что мне нужно попрощаться с парнем. Тогда я еще не понимала, что такое война”, – вспоминает Екатерина. 

Через восемь лет после переезда в Киев, Екатерине вновь пришлось убегать из-за войны. Девушка вспоминает, что утром 24 февраля ей казалось, что это все сон из прошлого. 

“Первое, что я сделала в Киеве после начала войны, это заклеила окна скотчем, чтобы во время обстрела стекла не попали в меня”, – объясняет Екатерина. 

Ее съемная квартира расположена на краю Киева, в районе Оболонь. Оттуда с 9 этажа было хорошо видно, как российские войска обстреливали “”Градами” окраины Киева. Спустя неделю бессонных и тревожных ночей она выехала в Молдову. 

Екатерина рассказывает, что самым большим шоком для нее стала реакция на военное вторжение родственников и друзей, которые остались в Луганске и Донецке на оккупированных территориях. 

“Родная сестра мне написала, что наконец-то Россия освободит Украину от нацистов и бандеровцев. Некоторые писали, что вы не переживайте, мирных трогать не будут, что мы это 8 лет терпели и вы потерпите”, – рассказала Екатерина. 

После этого сестры практически перестали общаться, поздравив только с пасхальными праздниками.

“Отправлять фото или видео убийств мирных жителей и развалов нет смысла”

Я думаю, что СМИ очень сильно промыли мозг людям, которые там остались. И они воспринимают, это по-другому. У людей есть обида, что о них якобы не вспоминали 8 лет, а сейчас все жалеют Украину”, – объясняет Екатерина. 

На вопрос пыталась ли она донести до сестры в Луганске, что происходит в других городах Украины сейчас, Екатерина говорит, что в этом не видит смысла. 

Они не воспринимают другую информацию, поэтому нет смысла им отправлять фото или видео убийств мирных жителей и развалов. От них будет ответ, что это украинские нацисты своих же убивают”, –  считает Екатерина. 

Говорить о войне Екатерине тяжело. Она объясняет, что скучает по родным местам  и по жизни в Луганске и больше всего хочет мира и вернуться в 2013 год, когда все было спокойно. На вопрос сможет ли она общаться в будущем с сестрой как и прежде, отвечает, что не на все темы.  

Думаю, что общаться с сестрой смогу, но тема войны и разные взгляды навсегда останутся с нами. Она будет верить своим взглядам, а я своим. Наши взаимоотношения после войны уже не будут прежними. Они не воспринимают другую информацию, поэтому нет смысла им отправлять фото или видео убийств мирных жителей и развалов”, – пояснила Екатерина.  

Ирина старше Екатерины на семь лет. В отличие от своей сестры, после начала войны на Донбассе в 2014 году, она не покинула родной город Луганск. По ее словам перед началом боевых действий на территории Украины в феврале 2022 года, в Луганске было тревожно. 

Мы не знали что  нас ждет на этот раз, тем более что городские власти вместо того чтобы успокаивать граждан еще больше сеяли панику. Всем госслужащим выдали на руки трудовые книжки, людям рекомендовали собирать тревожные чемоданчики, постоянно на телефон приходили смс о срочной эвакуации. Самые нервные сбежали, к слову сказать, через пару недель вернулись обратно, когда стало ясно что бомбить город как в 2014 не будут”, – рассказала Ирина. 

Однако в реальности в самом городе спокойно, обстрелов и взрывов нет. Единственное – это всеобщая мобилизация. Некоторые прячутся  уже более месяца, не желая идти на фронт.

“Многие на Донбассе ждали, когда Россия признает наши республики”

По ее словам граждане Донбасс по-разному относятся к вторжению России против Украины. Есть и те, кто надеялись, что Украина заберет обратно территории Донбасса, но таких по словам Ирины, мало. 

Она  уверена, что российские войска вошли в Украину  24 февраля, чтобы остановить войну на Донбассе, которая началась в 2014 году. Сейчас, она винит в продолжении войны Запад, который снабжает оружием Украину. 

Большинство людей на Донбассе ждали когда Россия признает наши республики. Есть люди которые злобно радуются что наконец-то остальная Украина почувствует на  себе то, что чувствовали мы все эти 8 лет. Многие жалеют, потому что война – это страшно и никому такого не пожелаешь. Но жалеют мирных граждан, попавших в эту адскую мясорубку. Жалко солдат ВСУ (Военные силы Украины), которые не по доброй воле участвуют в этом”, – поясняет Ирина. 

Вопрос об отношении с сестрой, Ирине не нравится. “Слишком болезненно это все. Возможно Катя обиделась, что я не так отреагировала и не сильно пожалела ее в первые дни войны в конце февраля”, – поясняет Ирина. 

По ее словам, тот факт, что она  с сестрой не общается все это время, не означает, что она не переживает за Екатерину и ее семью. 

“Естественно я переживаю за них. Особенно я боялась за племянника, у него почти призывной возраст, могли запросто закрыть глаза что еще полгода до 18 лет и  загрести в армию. Я достаточно знаю примеров и с той и с этой стороны как этих необученных детей используют просто как “пушечное мясо”, – пояснила Ирина. 

Она уверена, что после окончания войны сможет спокойно общаться с родной сестрой и другими родственниками, которые пережили военное нападение России 24 февраля. 

 “Любая война рано или поздно закончится, а жизнь будет продолжаться. Конечно мы сможем общаться с жителями Украины, ведь мы пережили одну беду на всех. Практически у всех жителей Донбасса на той стороне остались родственники, друзья, многие не могли видеться годами”, – сказала Ирина. 

P.S  Спустя более двух месяцев войны, Екатерина оказалась в Молдове, где живет у родственников, а Ирина в марте уехала в Москву, так как работа в Луганске перестала приносить даже минимальную прибыль для существования. 

Фото: Reuters

Больше новостей

Сергей Тофилат требует от НАРЭ общественных консультаций по повышению тарифов на газ

Эксперт в области энергетики Сергей Тофилат считает, что для повышения тарифов на газ НАРЭ необходимо организовать предварительные общественные консультации, в противном случае он подаст уголовную

Read more >

Центр по борьбе с коррупцией договорился сотрудничать с прокуратурой ЕС

Глава Национального центра борьбы с коррупцией (НЦБК) Молдовы Александр Пынзарь, находящийся с визитом в Бухаресте, 26 ноября встретился с главным прокурором Евросоюза Лаурой Ковеши. Стороны

Read more >

Феномен Джорджеску в TikTok: Румыния просит Европейскую комиссию расследовать деятельность сети в предвыборном контексте

Румынский национальный совет по телерадиовещанию (CNA) обратился к Европейской комиссии с просьбой инициировать официальное расследование в отношении социальной сети TikTok на предмет демократических рисков, связанных

Read more >