Наш южный край всегда славился своими ремесленниками и умельцами. Необходимым делом для наших предков было производство муки. Как развивалось мукомольное ремесло на юге современной Гагаузии – в Чадыр-Лунге и Чадыр-Лунгском районе, как люди справлялись со своими потребностями в муке и когда здесь появились первые полноценные мельницы – в очередном историческом экскурсе с директором Чадыр-Лунгского историко-этнографического музея Стефанидой Стамовой.
Муку смолоть – не воду в ступе толочь
В ходе длительной истории человечество выработало простую технологию мукомольного производства, способов получения муки из зерен злаков с помощью различных мельниц.
Самые примитивные это зерновые терки и деревянные ступки. Ручная мельница (rışniţa-гагауз. яз.) являлась одним из ранних орудий, изготовленных человеком, использовавшимся для помола зерна и получения муки.
Ручные мельницы состояли из двух каменных жерновов. Оба жернова имели округлую форму, нижняя с углублением посередине (5-6 см), верхняя – сквозное отверстие, ширина которого превосходила ширину нижнего углубления на 2- 3 см. На краю поверхности имелось углубление в 4-5 см – для палочки. Короткая палочка из твердой породы дерева, ось, закреплялась в углублении жернова. Правой рукой вращали ручкой верхнего жернова, левой – ссыпали зерно в отверстие. Часто этим делом занимались двое: один вращал жернова, другой подсыпал зерно. Полученную муку просеивали через мелкое сито и отделяли тонкий помол от грубого.
На фото: экспонаты Чадыр-Лунгского историко-этнографического музея. Слева – деревянная зерновая ступка, справа – ручная мельница
Край мельниц на семи холмах
Были в Чадыр-Лунге и ветряные мельницы. К сожалению, ни одна из них до наших дней не сохранилась. В статистическом сборнике, где приводятся сведения о Чадыр-Лунге 1828 года, находим информацию о мельницах: ветряных мельниц – 7, земляных – 2.
Земляные мельницы имели довольно простое устройство. Рылся котлован, где размешали механизм мельницы. Наверху, под открытым небом, находился манеж для лошадей, которые двигались вокруг вала, приводя механизм в движение. Хотя этого рода мельницы действуют медленнее прочих и не дают муки высокого качества, но их устройство самое дешевое, притом действие их не зависит ни от ветра, ни от достатка воды, а потому в крестьянском быту они были очень распространены.
По некоторым архивным данным, в начале ХХ века в Чадыр-Лунге было уже 44 ветряка. В схеме центральной части Чадыр-Лунги по состоянию на 1910 год отмечена ветряная мельница в районе современного парка Победы. Владельцами ветряных мельниц были зажиточные крестьяне.
Где размещались ветряные мельницы в Чадыр-Лунге? Конечно же, на вершинах знаменитых Чадыр-Лунгских холмов, где шестикрылым исполинам проще было поймать ветер. В середине XIX века ветряных мельниц здесь было уже 16. Если проанализировать карты конца XIX – начала XX века, можно обнаружить их месторасположение.
Две мельницы располагались на самом высоком холме – Байр баши. Эти две мельницы сохранились до 50-х годов и их часто можно увидеть на сохранившихся фотографиях того периода. На небольшом расстоянии от них находится еще одна. Друге две мельницы – на Батаманской горе. Еще две – стояли там, где сегодня находится Свято-Димитриевский женский монастырь. Еще две мельницы стояли у подножья холма Стратан. На вершине холма Копкуй сырты, в районе нынешней улицы Сергея Лазо, находились еще две мельницы. По две мельницы стояли также в начале и в конце современной улицы Заречной. И еще одна мельница стояла в конце нынешней улицы Карла Маркса.
Как на смену ветрякам пришли технологии
Серьезную конкуренцию владельцам ветряных мельниц составили паровые мельницы, которые появились в крае в конце XIX – начале ХХ века. Строили паровые мельницы немецкие колонисты Бессарабии. Владельцами двух паровых мельниц в Чадыр-Лунги были А.Ф. Бонет и Ф.А. Паунет.
Паровые мельницы начали появляться и в селах волости: в селе Томай владельцами паровой мельницы были Ф.А. Видмер и И.И. Флайг. На мельнице работали 18 служащих. В селе Твардица хозяином паровой мельницы был Киров Дмитрий Кириллович, в Авдарме – Манастырлы Константин Иванович, в селе Казаклия – Стефогло Григорий Иванович.
В начале века у немцев выкупил мельницы и стал их хозяином Шлем Шаевич Шихман – местный зажиточный еврей. Паровые мельницы строились не большими, чаще одноэтажными или двухэтажными. Паровой котел размещали в специальном помещении. Основным преимуществом таких мельниц было то, что их работа не зависела от природной стихии. Кроме того, ставка делалась на производство сортовой муки, поэтому вместо традиционных жерновов использовали более прогрессивное оборудование для помола зерна – вальцевые станки.
Чуть позже хозяином одной из паровых мельниц стал Савва Иванович Кусурсуз. По воспоминаниям старожилов Чадыр-Лунги Савва Иванович был безземельным. Была у него одна лошадь и телега с бочкой. Ездил старик с сыном в летние знойные дни и кричал хрипловатым голосом: «Покупайте домашний квас, очень вкусный и дешевый». Не прошло и полугода как старик Кусурсуз, на удивление односельчан, открыл маленькую лавку. Продавал костюмы и платья. Кроме этого, торговал он керосином, сахаром. Продавал мыло и другие нужные для дома товары. Отцу в лавке помогал его сын Савелий. Семья Кусурсуз богатела на глазах. Не прошло и 4-5 лет, как стала семья владельцами небольшой сельской мельницы. После смерти отца наследниками мельницы остались его сыновья Федор, Николай, Савелий (известный в Гагаузии как Хаджи Савка).
“Для жителей Чадыр-Лунги, знавших Кусурсуза Савелия Савельевича лично, первый владелец и основатель мельницы являлся символом предпринимательства и порядочности. И не случайно в 1996 году он первым был причислен к плеяде почетных граждан Чадыр-Лунги, и сегодня его портрет, наряду с портретами других почетных жителей, украшает один из холлов примарии.
А подлинник фотографии, переданный Чадыр-Лунге родственниками Кусурсуза, живущими в Румынии, хранится сегодня в нашем историко-этнографическом музее. Музей, в соответствии с законом РМ «О музеях» является правообладателем этой и других фотографии. Это не только почетное право, но и обязанность – хранить для будущих поколений нашу историю и информацию о лучших сынах Чадыр-Лунги. В июле 2006 году, на первом Всемирном конгрессе гагаузов я познакомилась с внуком Хаджи Савки. Он рассказал мне о всех членах семьи Кусурсуз, живущих сегодня не только в Румынии, но и в Америке, Франции. Рассказал и о тех членах семьи, которые не смогли эмигрировать в Румынию и были репрессированы в 1941 и в 1949 гг.”, – рассказывает Стефанида Стамова.
На фото: Савелий Кусурсуз и его знаменитая в свое время на всю страну и ближайшие украинские села мельница
В статистических сборниках от 1920-го и 1926-го годов хозяином одной из паровых мельниц значится другой местный зажиточный еврей, Рувим Шихман, а вторая мельница принадлежит Савве Кусурсуз. В 1940 году часть семьи Шихман уехала из Чадыр-Лунги. Мельница Шихмана, к сожалению, не сохранилась: в годы войны она была сожжена немцами.
Вторая из немецких паровых мельниц сохранилась до 1933 года. Но она тоже, к сожалению, была уничтожена пожаром. В 1934 году Савелий Кусурсуз построил мельницу в селе Новоивановка, а в 1935 году – в Чадыр-Лунге. Компаньоном Хаджи Савки в этом строительстве стал житель села Томай Иван Янак.
Оборудование и механизм для мельницы покупали в Швейцарии, в компании по производству мукомольного оборудования «Buhler». Основатель компании Адольф Бюлер был профессиональным литейщиком. Свою мастерскую он основал в г. Уцвиле в 1860 г. Через два года Адольф Бюлер стал производить оборудование для мукомольного производства. В 1876 г. он представил общественности литой трехвальцовый станок, а еще через некоторое время — четырехвальцовый, длиной 1 м. Его станки отличались высоким качеством и прочностью. Внутри вал делали чугунным, а сверху покрывали специальным сплавом.
Как доставляли вальцевые станки для мельницы из Швейцарии в Бессарабию? Переправляли оборудование через Балтийское море, Атлантический океан и Черное море в Одессу, а оттуда – прямиком в Чадыр-Лунгу, на поезде, по железной дороге.
Для парового котла нужна была вода и топливо. Поэтому рядом с мельницей был сооружен источник с чистой питьевой водой. А в качестве топлива использовали дрова, виноградную лозу, кукурузные стебли и уголь. Чуть позже паровой котел был заменен на дизельный двигатель. Топливо для дизеля хранилось на территории мельницы в 38 цистернах емкостью 60 тонн горючего (нефтебаза мельницы была демонтирована в 1945 г.).
Судьба во время войны мельниц напоминала судьбы людей
С приходом советской власти, в 1940 году, мельница была национализирована. Ее директором был назначен Дудик Дмитрий Артемьевич.
«В 1940-1941 году я работал на данном мельзаводе в должности директора. В начале войны, в 1941 году, по заданию правительства, мной своевременно были эвакуированы вглубь страны СССР все ценности и часть оборудования данного мельзавода. После чего я был мобилизован в Красную Армию»,- так писал в одном из своих отчетов директор.
С началом войны мельница вновь вернулась к своему прежнему хозяину – Савве Кусурсузу. Солдаты 119-го стрелкового полка так вспоминали события августа 1944 года:
«Переночевали в виноградниках, у окраины Чадыр-Лунги, а утром, в 7 часов 24 августа, двинулись дальше. Проехали через железную дорогу и по центральной улице выдвинулись из Чадыр-Лунги в сторону Кирютни. Проехали мимо 4-этажного большого полуразрушенного здания, видимо это была мельница».
В 1944 году директором мельницы вновь стал Дудик Д.А. Мельница стала называться “Мельзавод №5” в составе треста “Главмука” Министерства заготовок.
«Мельзавод я в то время принял в полуразрушенном состоянии и под моим руководством мельзавод полностью был восстановлен в 1944 году. А в1945 году доведен до довоенной производительности. Годовой план переработки зерна в 1945 году был перевыполнен, а также и квартальный план за первый квартал 1946 перевыполнен.»- пишет в своем отчете директор мельницы Дудик.
В первой половине 1945 года были построены: зерновой склад емкостью 600 тонн зерна, баня завода, которая полностью удовлетворяют потребности рабочих и служащих, кузнечный цех, новая конюшня и материальный склад завода. По предложению крупчатника мельницы Губермана, работавшего еще при Савве Кусурсузе, был реставрирован элеватор №4.
На фото: коллектив “Мельзавода №5”, 1945-1 год
В начале 1945 года было организовано подсобное хозяйство мельницы, которое состояло из 2 гектаров земли, 5 лошадей, 8 волов, 5 коров и 4 свиноматок. Из фондов подсобного хозяйствазавода бесперебойно работала столовая, где регулярно питались все рабочие и служащие завода.
Велась подготовка кадров, были организованы школы по наращиванию кадров мукомольной промышленности, в результате чего подготовили специалистов из числа рабочих мельзавода: 4 лаборанта, 2 завскладом, 2 магнитчика, 2 круповщика.
К работе на мельнице были привлечены прежние специалисты мельницы, среди них Гарчу Петр Николаевич, Балов Трифон Харлампиевич, Манастырлы Пантелей Семенович, Лазарев Георгий Дмитриевич. В 50-60- е годы Петр Николаевич Гарчу занимал различные должности: главным механиком мельницы, механиком КХП и директор мельницы.
С развитием колхозов и сельского хозяйства встал вопрос о строительстве в Чадыр-Лунге еще одной мельницы – колхозной. И такая мельница была построена в 1957 году. Ее строительство связано с именем почетного гражданина Чадыр-Лунги председателем колхоза им. Кирова – Ивана Дмитриевича Топчу.
В 1957 году председатель-новатор открыл в Чадыр-Лунге вальцовую мельницу. Оснастил её передовым швейцарским оборудованием. Но в поселке еще не было электричества. Пришлось устанавливать мощный дизель марки «Шкода» размером чуть ли ни с двухэтажный дом. И мельница стала выпускать для простых колхозников муку первоклассного помола.
На фото: колхозная мельница, 70-е годы прошлого века
Редакция laf.md благодарит Сефаниду Стамову за уникальные снимки и предупреждает, что все они являются собственностью Чадыр-Лунгского историко-этнографического музея.