Несколько недель назад Международный уголовный суд (МУС) выдал ордер на арест президента России Владимира Путина за военное преступление: незаконную депортацию и перевоз детей в Россию с оккупированной территории Украины.
Это значительный – более того, исторический – шаг на пути к привлечению к ответственности Путина и его пособников за их преступления в Украине. Однако нужно сделать больше, пишет zdg со ссылкой на Гордона Брауна – бывшего премьер-министра Великобритании, действующего председателя Руководящей группы высокого уровня в фонде «Образование не может ждать».
Доказательства российских зверств в Украине, включая убийства, изнасилования, пытки и нападения на гражданское население, гражданскую инфраструктуру и другие невоенные цели, продолжают накапливаться. В марте по итогам проводившегося при поддержке ООН расследования был опубликован доклад, обвиняющий Россию в военных преступлениях и вероятных преступлениях против человечества. Хотя выдвинутое МУС обвинение вряд ли окажется единственным юридическим шагом против Путина и его сообщников, оно стало первым. Прокурор МУС гарантировал, что Путин войдет в историю как первый в истории глава страны с постоянным местом в Совете Безопасности ООН, которому предъявили обвинение в международных преступлениях.
Этот не просто символический шаг. Тем, кто считает, что посадить Путина в тюрьму невозможно, стоит вспомнить либерийского военного преступника Чарльза Тейлора, который сейчас отбывает 50-летний срок в британской тюрьме, а также бывшего лидера Сербии Слободана Милошевича, который умер в тюрьме в Гааге во время суда за военные преступления. А тем, кто считает, что ордер на арест никак не повлияет на обвиняемого, следует обратить внимание на сообщения о нарастающем недовольстве внутри путинской руководящей клики: ее участники, несомненно, боятся, что вскоре и им тоже предъявят обвинения.
«Перспектива судебного процесса не уменьшит готовность Путина задуматься о мирных переговорах. Я вел с ним дела напрямую, и в качестве министра финансов, и в качестве премьер-министр Великобритании, в том числе по поводу совершённого в 2006 году убийства российского дезертира Александра Литвиненко, получившего британское гражданство. Этот опыт научил меня, что единственный язык, который понимает Путин, это язык силы. Он не будет считать смягченные удары оливковой ветвью, о которой стоит поговорить, а лишь очередным проявлением политики умиротворения, порождаемой слабостью», – считает Браун.
«Перед лицом российской жестокости украинцы объединились и смело сражаются. Остальной мир – во главе с США – должен продемонстрировать такую же смелость и решимость с целью обеспечить правосудие, причем начиная с высшего руководства России. Америка определила цель – ответственность для Путина и его сообщников. Теперь она должна объединить усилия с Европой, поддержав средства для ее достижения».
Превью: rbc.ru