За последний год были предприняты важные шаги по внедрению европейских директив, касающихся мониторинга качества воздуха и политик в области изменения климата и др, пишет ipn.md
„В 2023 году мы утвердили Закон о парниковых газах, и теперь у нас будет гораздо более строгий учет их мониторинга. Что касается изменения климата, у нас есть довольно много директив, над которыми ведется работа”, – сказал министр окружающей среды Иорданку-Родику Иорданов.
„Республика Молдова обязалась внести свой вклад вместе с государствами-членами Европейского сообщества. Сейчас мы работаем над национальной системой мониторинга деятельности, которая влияет на изменение климата. Теперь мы включаем и авиационную сферу в систему мониторинга выбросов и их учета. Ведется работа над проектом по внесению поправок в рамочный закон о воде. В области управления отходами мы смогли адаптировать несколько документов и директив, все, что связано с общими рамками в области управления отходами”, – заявила министр на публичных слушаниях, организованных Комиссией по внешней политике и европейской интеграции относительно реализации Соглашения об ассоциации Республика Молдова – Европейский Союз.
Она уточнила, что есть и упущения. Чтобы быстрее продвигаться в процессах гармонизации национального законодательства с европейским, необходимо укрепить команду министерства. В связи с этим следует реформа в министерстве и ведомственных учреждениях.
„Мы проводим реорганизацию министерства, чтобы пополнить департаменты специалистами в целевых областях. На данный момент в министерстве работает 45 сотрудников из 62, которые были первоначально. Согласно проведенным расчетам, в министерстве должно быть около 100 человек. Сейчас мы ведем переговоры с Министром финансов, чтобы оно приняло это расширение. Из этих сотрудников более половины участвуют в процессе внедрения европейских директив”, – заявила Иораднов.
И члены комиссии, и министр окружающей среды выразили обеспокоенность по поводу поглощения средств. Они утверждают, что в настоящее время есть две большие проблемы: нехватка кадров с опытом привлечения средств и реализации проектов, а также коррупция в системе.
В связи с этим в 2023 году необходимо реформировать несколько учреждений и предоставить им ряд полномочий, в том числе по расследованию экологических преступлений.
„Мы хотим организовать Агентство по охране окружающей среды таким образом, чтобы оно занималось выдачей разрешительных актов, занималось оценкой воздействия и стратегического воздействия на окружающую среду, а также исключить экологическую экспертизу.
Это значит, что часть мониторинга и отчетности будет отобрана у агентства, эти два компонента будут переданы нынешней Государственной гидрометеорологической службе, а лаборатория будет передана SHS, и эта услуга изменит свое название. Инспекция по охране окружающей среды будет реорганизована. Мы предлагаем дополнить эту инспекцию полномочиями по расследованию уголовных дел.
Поскольку экологические преступления довольно опасны, должны быть специалисты в этой области, которые могут быстро собрать пробы, определить риски и начать расследование. Экологические преступления довольно специфичны. Да, и потенциал расследования в области окружающей среды слабый”, – сказала министр.
Иорданка-Родика Иорданов отметила, что есть предложение о создании контрольного органа при Министерстве окружающей среды, который будет выполнять миссию по расследованию рисков коррупции в учреждениях: „Очень важно, чтобы, помимо оснащения Экологической инспекции и реорганизации агентства, мы также контролировали все, что происходит”.
Члены Комиссии по внешней политике и европейской интеграции поддержали позицию министра по поводу нехватки кадров, отметив, что сложно привлечь в министерство профессиональных людей, если не мотивировать их. Депутаты заявили, что сосредоточатся на создании группы экспертов, которые будут оказывать поддержку во всем, что связано с дальнейшей адаптацией директив.
В то же время они предложили представителям Министерства окружающей среды больше появляться в общественном пространстве с гораздо более четким диалогом.