Битва титанов подкупа избирателей. Итоги первого тура выборов башкана Гагаузии

Результаты первого тура выборов башкана Гагаузии были интригой, а стали шоком, пишет newsmaker.md

Явка вопреки?

На выборах башкана Гагаузии было две интриги: кто пройдет во второй тур, и состоятся ли выборы вообще. Было необходимо, чтобы к избирательным урнам вышли более 50%. Еще с января шли разговоры о том, что выборы могут не состояться и-за неявки избирателей. Депутаты Народного собрания Гагаузии (НСГ) приняли проект поправок в Уложение (Конституцию) Гагаузии, которые предполагают снижение порога явки до 33%, но башкан Ирина Влах не промульгировала законопроект, мотивировав свое решение нарушением законодательства при подготовке проекта. Депутаты НСГ обвинили Влах в попытке сорвать выборы, чтобы дольше продержаться у власти.

Однако опасения не оправдались — выборы состоялись с явкой 58%. Директор портала laf.md Виталий Гайдаржи отмечает, что это стало возможным благодаря уточнению списков избирателей. Дело в том, что еще в феврале НСГ приняло постановление, согласно которому избирательные списки должны были перепроверить и привести в соответствие с актуальными данными.

При этом Гайдаржи отмечает, что и к уточненным спискам все равно есть вопросы. «По какому принципу сокращали списки — непонятно. Я живу в Гагаузии, и ко мне никто не приходил, чтобы провести перепись. То же самое и у моих знакомых, коллег: им никто не звонил, никто ничего не проверял. Также мы видим, что 7 тыс. избирателей прошли по дополнительным спискам. Это очень много для Гагаузии, если сравнивать с другими выборами. Так что к качеству списков остались вопросы. Будут ли на них ответы — неясно», — отмечает Гайдаржи.

Экс-советник башкана, политолог Вячеслав Крачун при этом отмечает, что первоначально не видел серьезного риска неявки избирателей. «На всех выборах башкана было около 55 тыс. избирателей. Да, процентное соотношение изменяется, исходя из общего числа избирателей, но в общем принимают участие примерно одинаковое число людей. Эти выборы не стали исключением. На выборах башкана традиционно хорошая активность», — объясняет Крачун.

Социалисты vs Шор

После того как одна интрига отпала сама собой, особо интересной стала другая: кто же пройдет во второй тур? Ответ стал известен через три с половиной часа после закрытия участков. Предварительные данные объявили ночью, а на брифинге утром 1 мая их подтвердил ЦИК Гагаузии. Во второй тур прошли кандидат Григорий Узун, которого поддерживает Партия социалистов (ПСРМ), и кандидат от партии «Шор» Евгения Гуцул. Разница между ними — 13 голосов. За Узуна проголосовали 14 849 избирателей, за Гуцул — 14 836. На третьем месте — Виктор Петров, за него проголосовали 9 123 избирателя.

Узун и Гуцул — два партийных кандидата. Обоих поддерживали кишиневские партийцы: у Гуцул была свита в лице Таубер, других депутатов и мунсоветников от партии «Шор»; у Узуна — из депутатов-социалистов во главе с их новым старым лидером Игорем Додоном. В избирательной кампании Гуцул принимали участие российские эстрадные певцы Филипп Киркоров и Николай Басков, которые активно призывали «гагаузитов (так назвал гагаузов Басков) из ВулканЭшт (так Киркоров назвал город)» поддержать их «друга» Евгению Гуцул. Во время избирательной кампании Узуна отличился Додон, который пообещал, что, когда снова станет президентом, привезет в Гагаузию Владимира Путина.

Оба кандидата ничем, кроме политики, никогда не занимались. Узун — бывший депутат парламента Молдовы, который, кроме депутатства, известен своими скандалами: то на Крещение подрался, то пригрозил спикеру НСГ «засунуть микрофон в одно место». А вот о Гуцул почти ничего не известно: уроженка Етулии, по образованию юрист — и на этом всё.

Впрочем, у NM было желание как можно больше рассказать читателям о кандидатах в башканы. Для этого мы создали спецрубрику «5 вопросов кандидату». Правда, ни Гуцул, ни Узун на эти вопросы не ответили. Гуцул предложила обратиться в пресс-службу, а помощник Узуна запросил вопросы в письменном виде. Отметим, что NM хотел сам поговорить с кандидатами, чтобы услышать именно их ответы, а не ответы их помощников.

Шокирующий, но показательный результат

На этих выборах не было явных фаворитов. Поэтому итог был интересен всем. Кого-то он удивил, а для кого-то стал показательным. Гайдаржи отмечает, что для многих результат стал шоком, «но имеем то, что имеем». Говорит журналист и о подкупе избирателей: «Я не ловил за руку ни членов партии „Шор“, ни социалистов, но все непартийные кандидаты отмечали, что видят массовый подкуп избирателей. Мобилизовать столько людей и получить столько голосов за госпожу Гуцул, например, было бы невозможно без финансовых вливаний».

Крачун тоже говорит, что выбор удивил многих, что его можно назвать абсурдным или даже опасным. При этом эксперт предостерег от хейта в адрес Гагаузии и гагаузских избирателей. Вместо того, чтобы критиковать и обвинять, он предлагает задуматься. «Будет очень большой ошибкой все свалить на избирателя, и я бы не хотел, чтобы так случилось. Тех, кто удивлен результатами, я призываю задуматься. Сторонники социалистов пусть задумаются, почему их лидеры два года молча смотрели, как Шор уводит у них из-под носа протестного избирателя. Даже в Гагаузии, где был такой монолитный электорат, они умудрились его расколоть на двух кандидатов: Петрова и Узуна. Если говорить о сторонниках PAS и саму PAS, то они пусть задумаются, почему так произошло, почему они не выставили своего кандидата и отказались от борьбы», — говорит Крачун.

Он отмечает, что результаты первого тура — «звоночек» для всех, в том числе для власти. «Подобный результат мы можем впоследствии увидеть и на местных, и на президентских выборах», — считает эксперт.

Российский фактор и битва популизма

Политолог Вячеслав Бербека отмечает, что оба кандидата шли по одной линии: российский вектор и популизм, причем, по словам эксперта, партии Шора практически нет равных в популизме. «Кандидаты много говорили о своих пророссийских взглядах и намерениях, о необходимости наладить отношения с Россией», — добавляет Бербека.

Крачун тоже говорит о чистом, без примесей, популизме, который выиграл в этой электоральной гонке. «Можно сказать, что победило обещание дать дешёвый газ. Кто в этом виноват? Жители Гагаузии? Нет! Нужно задуматься, в каком отчаянном положении находятся люди, если их критическое мышление настолько снизилось и позволяет верить в подобные обещания», — говорит эксперт.

При этом он подчеркивает, что геополитический фактор не играл в этой предвыборной кампании большой роли: «Геополитический фактор, конечно, был, но он — не главный, и я бы не хотел еще больше акцентировать на нем внимание. Причины, которые привели к такому исходу — другие, и Россия тут не при чем».

Гайдаржи, в свою очередь, отмечает, что «электорат в Гагаузии — пророссийский, и кандидаты просто набирали себе на этом политические очки».

«Бельцкий сценарий» для Гагаузии

Виталий Гайдаржи говорит и о том, что не стоит делать окончательные выводы, потому что расклад на выборах башкана еще может кардинально измениться. Дело в том, что 10 мая состоится заседание Конституционного суда. В повестке дня один вопрос — конституционность партии «Шор», которую бывший министр юстиции Сергей Литвиненко потребовал объявить неконституционной. 9 ноября прошлого года правительство одобрило запрос Литвиненко. Высказалась по этому вопросу и Венецианская Комиссия (ВК) — правда, несколько неопределенно. В ответе подчеркнули, что государства не лишены права регулировать деятельность политических партий, запрещать их или вводить другие ограничительные меры. При этом ВК отметила, что признание неконституционности партии — это вмешательство в право на свободу объединений, и такое решение должно полностью соответствовать закону.

Таким образом, 10 мая вынесут вердикт по вопросу партии «Шор», а второй тур выборов пройдет, скорее всего, 14 мая. «Если партию „Шор“ объявят неконституционной, что будет с выборами в Гагаузии? Не будет ли разыгран „бельцкий сценарий“?» — задается вопросом Гайдаржи. Под «бельцким сценарием» подразумеваются выборы мэра города в 2021 году. Тогда в первом туре победила кандидат от партии «Шор» Марина Таубер, но позднее Центральная избирательная комиссия (ЦИК) сняла ее с выборов из-за проблем с финансированием избирательной кампании. «Возможно, точка в выборах башкана не поставлена, и еще будет другой расклад», — говорит Гайдаржи.

С этим предположением не согласен политолог Вячеслав Бербека. Он считает, что, если партию «Шор» объявят неконституционной, Гуцул вполне может стать независимым кандидатом. К тому же, по словам эксперта, партия «Шор» давно подготовила «запасной аэродром»: Бербека допускает, что Движение за народ Молдовы, которое активно протестовало в марте и частью которого является партия «Шор», переформатируют в политическую партию, в которой команда Шора найдет себе место. Бербека не видит возможностей снять Гуцул с выборов и считает, что в Гагаузии маловероятен «бельцкий сценарий».

А что же дальше?

Гайдаржи полагает, что, если расклад не изменится, и второй тур состоится с этими двумя кандидатами, Гагаузию ждет плачевный исход: «Для меня это — одинаково плохие варианты. Ни с одним, ни с другим у Гагаузии нет будущего, и вполне возможно, что это будут последние выборы башкана при таком раскладе», — делится своим мнением журналист.

Сложно говорить о том, кто выиграет. Узун уже призвал других кандидатов к диалогу, чтобы объединить силы, но Гайдаржи считает, что у него это вряд ли получится. «Михаил Формузал всегда критиковал кандидатов от политических партий и призывал не голосовать за них, Сергей Чимпоеш и Сергей Чернев делали то же самое. Можем ли мы предположить, что эти кандидаты поддержат Узуна или Гуцул во втором туре? Это исключено!»

Другие эксперты тоже затрудняются предугадать итоги второго тура. Бербека считает, что ключевую роль может сыграть Виктор Петров, так как он занял третье место, и его поддержка может стать решающей.

Крачун полагает, что Узун с Петровым и так делили электорат (Узуна поддержала ПСРМ, а Петрова — некоторые депутаты-социалисты). Говорит эксперт и о поддержке местных властей, которая тоже сыграет немалую роль. «Не хочу делать никаких прогнозов. Это два сорта одной субстанции. Я вижу риск того, что Гагаузия может стать инструментом в политической борьбе национальных партий на уровне национальной политики. А где в этой истории интересы жителей — я не знаю», — говорит эксперт.

Гайдаржи говорит, что во втором туре мы — впервые в Молдове — увидим не битву политических идей, а битву титанов финансовых вливаний. «Увидим, кто перекупит больше избирателей», — заключает эксперт.

Материал публикуется с разрешения редакции newsmaker.md

Больше новостей

Владимир Кысса о вопросах по изменениям в Избирательный Кодекс Гагаузии и роли рабочей межпарламентской группы  

На последнем заседании Народного собрания Гагаузии, состоявшемся 19 ноября, одним из ключевых вопросов стало принятие изменений в Избирательный кодекс в первом чтении. Это решение будет

Read more >