Уроженка Чадыр-Лунги Ольга Балта создает уникальные вещи, пропитанные национальным духом. Расписные кухонные доски, глиняные чашки или тарелки, деревянные ложки и лопатки, сувенирные коврики и прочая милая мелочь, которую и подарить не стыдно, и которая потом пригодится в хозяйстве – все это дело рук Ольги. Молодая женщина – автор бренда «Гагаузские сувениры», мастер по росписи на сусаках, бутылках, посуде; мастер по реставрации старинных гагаузских ковров; участница ежегодных традиционных выставок «Fabricat in Moldova» на MoldExpo, член Ассоциации «Народные мастера Гагаузии».
В это трудно поверить, но у Ольги нет художественного образования, в детстве и юности она не занималась никакими творческими делами и уж тем более не думала, что однажды случайное хобби превратится в дело всей жизни. А началось это все около десяти лет назад, и весьма прозаично.
«Я отучилась, в общей сложности, семь лет: сначала в колледже экономики, потом окончила Экономическую академию, факультет «Банки и финансы», вернулась в родную Чадыр-Лунгу с двумя высшими образованиями и целым багажом полезных знаний, но вдруг неожиданно для себя поняла, что работать в банке мне просто не интересно, и я не смогу так прожить всю свою жизнь, — рассказывает Ольга. – Родители, конечно, этому удивились, но давить на меня и заставлять «отрабатывать дипломы» не стали».
Так, в поисках себя, девушка сидела дома и, чтобы не скучать, начала украшать родительское жилище подручными средствами: в одном месте из декоративных камней и ракушек сделала мозаику, в другом — из дикого камня выложила бордюр. Результат всем домашним понравился, а Ольга решила посвятить своему новому хобби больше времени и начала делать витражи.
Продолжая экспериментировать, девушка начала расписывать стекла на межкомнатных дверях, в результате чего они превратились в настоящие витражи. После того, как первая законченная витражная работа была оценена домашними, девушка размахнулась не на шутку.
«Мама мне купила необходимый материал, профессиональные инструменты, краски. Я не могла остановиться – у меня дома все двери в витражах. Сначала я просто ксерила картинки и повторяла изображение, а потом начала сама выдумывать сюжеты», — рассказывает мастерица.
«Потом мне пришла в голову еще одна идея: а что, если начать расписывать и другие предметы? Так я начала расписывать и декорировать бутылки. Постепенно их число увеличивалось, а мое мастерство повышалось. Эти бутылки мы потом расставляли повсюду – на полках в комнатах, на кухне, на веранде. Они все были разными и симпатичными. И потом, когда к отцу домой приходили коллеги по работе или знакомые, они стали замечать и спрашивать, откуда у нас эти вещи, кто это сделал? Папа с гордостью говорил, что это мои работы, всем нравилось, все оценивали и говорили, что мне ни в коем случае нельзя бросать это занятие», — вспоминает Ольга. – «Так я всерьез занялась расписыванием бутылок, а потом мне в работу попали и старинные гагаузские графины из стекла».
Как это часто бывает, в дело вмешался случай: однажды к ним домой попал тогдашний директор Торгово-промышленной палаты Петр Пашалы. Он увидел плоды Ольгиных трудов и сказал, что это уже не просто поделки – а с такими экспонатами не стыдно появиться и на выставке.
«Петр Михайлович дал моему хобби новый импульс, а моим работам – первый мощный толчок к тому, чтобы из домашних превратиться в популярные. Я начала принимать участие в выставках, которые в то время организовывала Торгово-промышленная палата. Правда, тогда мне приходилось продавать винную продукцию местных производителей, представленных на выставке, но зато столы и стенды были украшены моими расписными бутылками. Можно сказать, оттуда пошел мой старт как мастера народного прикладного искусства» — продолжает свой рассказ мастер-самоучка.
На одной из таких выставок Ольгу и ее работы заметил Николай Кройтор, председатель Ассоциации «Народные мастера Гагаузии». Он и предложил девушке вступить в организацию. Это дало ей возможность не только участвовать в местных выставках наряду с именитыми мастерами народного прикладного искусства, но и стало своеобразным мостиком на пути к участию в таких масштабных мероприятиях, как фестивали, приуроченные к празднованию Хедерлеза, Касыма, Дня вина, храмовых праздников Чадыр-Лунги и Комрата.
Со временем у Ольги появился свой собственный небольшой сувенирный магазин на рынке в Чадыр-Лунге, туда она перевезла все скопившиеся за несколько лет практики расписные бутылки, расставила их по полкам магазина, решив, что они так и останутся всего лишь стильным украшением интерьера.
«Каково было мое удивление, когда однажды ко мне в магазин зашел один турок (в те годы их у нас в Чадыр-Лунге было очень много) и разом скупил все мои бутылки! – с восторженным удивлением рассказывает Ольга. – Он практически не торговался, а я их на радостях отдавала по символической цене, чтобы просто хотя бы вернуть средства, вложенные в краски и другой материал. Честно говоря, я тогда действительно очень сильно удивилась. И когда он ушел, я еще некоторое время не могла поверить, что такие изделия тоже интересны и могут нравиться еще кому-то, кроме меня».
Не все получалось легко и просто, как рассказывает Ольга, бывали и тягостные дни разочарования, когда вера в правильность выбранного пути почти таяла. Было обидно, что местные (горожане и жители района) не проявляли абсолютно никакого интереса к ее работам. Бывали времена, когда в магазин заходили всего 1-2 человека в неделю, и Ольге казалось, что она впустую тратит время, что невозможно использовать творческое увлечение как средство существования.
«Удивительно, но это факт: в первые годы моей работы и участия в различных выставках местные жители не проявляли большой активности по поводу сувениров с гагаузской или молдавской тематикой. Если говорить откровенно, даже несмотря на то, что у меня уже было свое узнаваемое имя, мне не приходилось рассчитывать на моих земляков. Меня в те годы «кормили» иностранцы, – с некоторой долей сожаления признается Ольга. – Их восторгу и восхищению не было предела. Иностранные туристы, гости Гагаузии, приезжие из молдавской столицы – они были моими первыми по-настоящему благодарными клиентами, вселявшими в меня уверенность и помогавшими не разочароваться в избранном пути. Это помогало не опускать руки. Потому что вдохновение – это, конечно, прекрасно, но когда тебе надо содержать себя, кормить семью – на одном вдохновении далеко не уедешь».
Постепенно Ольга расширила ассортимент изготавливаемых изделий: кроме винных и коньячных бутылок и традиционных гагаузских графинов она стала расписывать и другие предметы. Она начала искать по своим знакомым и родственникам старинные металлические подносы, самовары, чайники, прочую утварь. Все это сначала чинила, реставрировала, а потом расписывала и тоже превращала в совершенно новую и уникальную вещь. Идейными вдохновителями на этом этапе она называет художников Лилию Хицюк и Леонида Ивановича Антошко, которые сыграли важную роль в ее творческом и профессиональном становлении.
Спустя некоторое время мастерица взялась и за национальную вышивку.
«Когда люди узнали, что я этим занимаюсь, они начали сами приносить мне старые вышивки, ковры. Я их точно также приводила в порядок, реставрировала, где надо – восстанавливала. Приносили и незавершенные работы – чья-то мама или бабушка не успела закончить, и я их вышивала сама. Все это тоже становилось частью моей коллекции экспонатов, которые потом отправлялись не только на полки магазина, но и не однократно принимали участие в выставках народного прикладного искусства в Гагаузии и Молдове, — рассказывает Ольга. — Мне часто звонят из кишиневских турагентств и говорят, что есть туристы, желающие прямо сейчас приехать в Чадыр-Лунгу, чтобы посмотреть на мои работы, приобрести исконно национальные предметы быта, наши расписные графины, сусаки».
Сегодня «Ольга Балта» – это готовый национальный бренд, который, однако, все еще нуждается в раскрутке.
Ольга мечтает шагнуть за пределы Молдовы и выйти со своими произведениями искусства на международную арену: «Я бы хотела попасть на выставки декоративно-прикладного искусства в Турции, Болгарии, Германии. Мне есть что показать иностранцам: это не только сусаки и графины, но и столетние ковры, которые я восстановила своими руками, – это же настоящий антиквариат. Я их отвожу на все региональные и республиканские выставки, около моих стендов делают фотосессии и молдавские звезды, и политики, и гости страны. Некоторые даже обращаются с предложением купить. Но я эти ковры берегу как народную ценность, они не для продажи, они — реликвия».
Когда-то Ольга увлекалась и алмазной вышивкой, но потом решила остановиться на том, что у нее лучше всего получается: роспись по бутылкам и сусакам. Кстати, в последние пять лет сусаки (посудную тыкву) она выращивает сама, в этом ей также помогают родные и близкие люди.
Это архивный текст. Он вошел в мой авторский сборник “Мы – гагаузы. Непридуманные истории. Современники”.
Фото: Ольга Балта