Япония приняла решение о сбросе воды, использовавшейся для охлаждения реакторов АЭС «Фукусима-1», пострадавших от цунами в 2011 году, в Тихий океан. МАГАТЭ и японские специалисты говорят о том, что эта вода безопасна. Местные рыбаки и Китай выражают протест. В случае, если это позволят погодные условия, процесс сброса воды начнется 24 августа, пишет The Insider.
Действительно ли такие действия не несут никакой опасности и были ли у Японии альтернативные способы решения проблемы, The Insider рассказал физик-ядерщик Андрей Ожаровский:
«Выброс радиоактивных веществ в окружающую среду не является безопасным. Можно, конечно, сослаться на научную концепцию беспорогового действия малых доз и сказать, что сразу напрямую никто от этого не умрет. Но из-за этого большое количество населения будет подвержено риску в связи с употреблением зараженных морепродуктов, и это станет той соломинкой, которая ломает хребет верблюду, и может стать спусковым крючком для развития тяжелых заболеваний, в том числе онкологических. Это коллективная доза, поэтому и существует такая сильная озабоченность планами сброса радиоактивной воды.
Есть несколько обоснований того, почему Япония хочет это сделать. Она действительно находится в безвыходной ситуации. Японцы поступили достаточно честно, не начав сброс этих вод прямо в момент аварии. В 2011 году, когда все молились, чтобы эти реакторы не взорвались, на сброс жидких радиоактивных отходов тогда мало бы кто обратил внимание.
Японские специалисты поставили огромные баки, в которых накапливали воду и потом очищали. Но воду от воды очистить нельзя, ведь радиоактивный водород входит в состав самой молекулы, и его отфильтровать невозможно.
В какой-то степени худшего сценария здесь удалось избежать. Нормативы по концентрации радиоактивных веществ как в Японии, так и в России, крайне дружелюбны для атомной промышленности. Природная концентрация — 10-20 Бк/л, а опасная — 6700 Бк/л, и то, что находится между, разрешено в атомной промышленности. Но свои отходы они действительно почистили и разбавили. Кроме того, Тихий океан огромный, и когда произойдет разбавление концентрации, дозы будут очень маленькими.
Но когда японские атомщики говорят, что эта вода соответствует всем стандартам питьевой воды, им отвечают корректно, но зубодробительно: «Ну, тогда пейте ее. Что мешает компании TEPCO, ответственной за трагедию, бутилировать воду и раздавать на атомных станциях работникам?» Надо просто написать, что это вода с тритием, и пусть они ее пьют, а потом проверяют наличие трития в крови, моче и других биологических жидкостях. Они на это не пошли.
Я не вижу, чтобы кто-то из тех людей, кто говорит, что это безопасно, — гендиректор МАГАТЭ Гросси, руководитель TEPCO или премьер-министр Японии Фумио Кисида — согласились бы на это. Что характеризует их как разумных людей и показывает, что они не верят в то, что говорят. Если бы вода была питьевая, то ее надо было бы пить, а не сбрасывать в океан. Это был бы глобальный эксперимент по влиянию трития на здоровье людей, но они на это не пошли», – сказал Ожаровский.
Фото: источник