Публикация о том, как у гагаузов назначалось и передавалось право быть «саадычами» и об их роли в родовой системе, до сих пор является одной из самых читаемых и популярных среди новичков сайта.
Если вы лишь недавно примкнули к аудитории LAF.md и не читали ее, то сможете это сделать, перейдя по ссылке в конце этого текста. Мы же отправляемся дальше исследовать причинно-следственные связи и узнавать особенности традиций и обычаев наших предков, которые соблюдаются и по сей день, а некоторые из которых, увы, забываются и переходят в разряд анахронизмов.
Сакральный смысл обряда крещения – «ваатизлик» – у гагаузов
Окончательным знаком приобщения ребенка после его рождения к социуму является церковный обряд крещения. До его совершения ребенок считается существом с неустановленным статусом.
Очень часто до крещения гагаузы называют ребенка «чифыт», «чифытчик» («жид» или «жидок»).
Использования такого рода лексики, с одной стороны, активизируют оппозицию «свой–чужой», с другой, характеризует традиционное для гагаузов отношение к людям нехристианской веры, как к людям, живущим «неправильно», людям «нечистым» относительно вероисповедания и традиций.
Через троекратное погружение в священную воду ребенок как бы заново рождался «по образу и подобию божьему». Не случайно обряд крещения гагаузы воспринимали как второе рождение. Поэтому и к выбору крестных родителей подходили очень ответственно.
Крещение ребенка («ваатиз») совершается по прошествии 40 дней после родов, в один из воскресных дней. Новорожденного в церковь заносит крестница, саадыч только присутствует. После крещения священник отдает ребенка так же не кому иному, а крестной. Крестная надевает на малыша крестик и рубашечку — тот необходимый минимум предметов и символов, которые отличают его от чужих, т.е. “нехристей”. И теперь он живой, свой, крещенный.
Во время крещения ребенок получал и свое имя. Чаще всего имя ребенку давали крестные, используя свои имена или имена своих детей. Родителям новорожденного, даже в случае несогласия, приходилось безропотно соглашаться с мнением саадыча. Перечить ему в этом вопросе считалось верхом неприличия. С принятием крещения завершалось приобщение новорожденного к миру христианских ценностей.
Передавая ребенка родителям, крестная произносит: «Чифыт алдым — христиан гетирдим» («Чужого взяла — христианина принесла»).
Справедливости ради надо отметить, что современные саадычи подходят более либерально к выбору имени для своих крестников и не очень настаивают, если родители хотят дать своим детям имена, отличные от тех, которые предложили саадычи.
«Кумэтрия» в гагаузских традициях
Домашнее торжество, которое проводится непосредственно после церковного обряда «ваатиз» носит название «кумэтрия». За праздничным столом происходит дарообмен между саадычами и крестниками. Обмен дарами рассматривается как универсальный способ коммуникации и является достаточно сложным актом. Здесь можно выделить три фрагмента: само дарение, принятие и ответное одаривание. Каждое из этих действий, будучи, на первый взгляд, добровольным, на самом деле носит строго обязательный характер. Особенно это касается ответных подарков. Поэтому к их подбору относились очень ответственно. Боясь обидеть крестных, следили за тем, чтобы подарки понравились и были дорогими.
Через год после рождения ребенка совершался магический обряд первой стрижки волос и ногтей ребенка. В течение первого года жизни, как очень важного периода в жизни ребенка, у гагаузов запрещалось стричь волосы и ногти. По древним верованиям, нечистая сила могла использовать волосы и ногти для нанесения вреда здоровью ребенка.
Обряд первого пострига совершался только крестными родителями, поскольку именно они «несут ответственность» за сохранение благополучия и здоровья ребенка.
Завершением обрядов крещения роль крестных в жизни нового члена общества не заканчивается. По религиозным канонам крестный — это восприемник, т.е. человек через которого происходит передача религиозных ценностей. Восприемник берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на страшном суде.
Крестные родители до конца своих дней обязаны молиться за своих крестников, в сложные моменты жизни направлять их, давать советы. Связь между восприемниками и крестниками должна быть вечной и более глубокой, чем с родителями. Эта воспреемственность очень хорошо согласуется с гагаузской традицией передачи статуса крестного по наследству. Эта традиция обеспечивает преемственность, способствует формированию в сознании такого понятия, как память. Обеспечивает воспроизводство в рамках одной семьи, в пределах общины, целого этноса духовных ценностей, обеспечивает сохранение традиций и национальной культуры.
До сих пор у гагаузов ни одно семейное торжество не обходится без приглашения крестных. Не пригласить их — означает намеренно обидеть, выказать неуважение. А это недопустимо. В дни таких праздников как Новый год, Пасха и Прощеное воскресенье посещение крестных у гагаузов обязательно.
Новый год, кстати, один из самых почитаемых праздников, поэтому посещение крестных обязательно. Рано утром 14 января, еще затемно, «куми» поздравляли своих крестных с Новым годом и угощали их водкой. Такое обрядовое действие называют «ракыйлан гезмяя». Оно представляет собой одну из форм новогоднего колядования и сохранилось до сих пор. Специально для крестника накрывается стол, устраивается угощение. Крестника одаривают различными подарками и деньгами.
Обычай просить прощение у своих крестных (прост олмаа) накануне Великого Поста исполняется и в настоящее время. По обычаю, в этот день полагалось навестить родителей, старших родственников и кумовьев, у которых просили прощения, целуя руку. После совершения обряда раскаяния крестные одаривали своих приемных детей вареным яйцом с зажженной свечкой.
Крестные ведут по жизни своего крестника вплоть до его вступления в брак.
Больше информации о родовой системе гагаузов можно узнать в большом исследовании историка-гагаузоведа Андрея Шабашова «Гагаузы: система терминов родства и происхождения народа».
Ранние публикации по теме: