Лица Гагаузии. Константин Курдогло о гагаузских писателях и поддержке властей: «У нас никого не ценят»

В современном гагаузском обществе сильна тенденция расширения сферы использования гагаузского языка и, с одной стороны, это замечательно. С другой стороны, мы все еще продолжаем сталкиваться с пресловутой языковой проблемой. Вернее, с последствиями того, что в середине прошлого века программа по изучению гагаузского языка в местных общеобразовательных учебных заведениях была свернута, и в большую жизнь вышло не одно поколение выпускников, не владеющих родным языком не то что на литературном уровне, но даже на бытовом. 

С одной из граней этой проблемы тесно соприкасаются представители творческой интеллигенции: поэты, писатели, документалисты, пишущие о гагаузах и гагаузской культуре и традициях, но периодически получающих упреки за то, что используют для этого русский язык. Казалось бы, создание Союза писателей Гагаузии могло бы частично решить эту проблему и облегчить жизнь литераторов, но, как говорится, что-то пошло не так.

Учитель, писатель, исследователь, патриот, энтузиаст

Наш сегодняшний герой рубрики – Константин Курдогло, известный в Гагаузии человек, прославившийся своей  документальной прозой, посвященной истории края, издавший более десятка книг, в том числе, о депортации, раскулачивании, голоде, репрессиях и прочих черных страницах жизни гагаузского народа. Удивительно, насколько сильной оказалась тяга к исследованиям у простого учителя физкультуры Баурчинского лицея, чтобы все свое свободное время, силы и почти весь заработок отдавать на это, как он говорит, святое дело.

Константин Курдогло

В настоящее время Константин Курдогло на пенсии, но продолжает работать: он является председателем Союза писателей Гагаузии, созданного несколько лет назад. По его словам, фактически, этот Союз нельзя назвать первым в истории автономии, потому что первый был создан еще в 90-е годы прошлого века, но он так и не заработал, лишь на бумаге прошел процесс регистрации и практически  и не был признан на официальном уровне.

«Я не хочу сейчас никого критиковать, не хочу никого обидеть, может, и у того Союза писателей были какие-то свои достижения, но за последние 20 лет лично я не слышал ни слова о его деятельности. Я такого  отношения не понимаю и не хочу принимать. Зачем же нам тогда была нужна автономия, зачем мы ее добивались, если даже собственного профессионального Союза писателей не имеем?  Зачем вообще существуют люди, которые пишут о Гагаузии и пытаются сохранить ее традиции и культуру?», – говорит Курдогло.

– Как Вы пришли к мысли о необходимости создания Союза писателей Гагаузии?

– Мне эта мысль очень долго не давала покоя,  я постоянно об этом думал. Но долго и сомневался: считал, что еще не дорос до того, чтобы стать основателем такого писательского объединения. Я всегда был к себе слишком придирчивым и требовательным,  мне всегда казалось,  что я не дотягиваю до уровня многих признанных гагаузский писателей.  Хотя в том жанре, в котором я работаю – документально-публицистическом – я считаю себя состоявшимся на все 100%. Но и развиваться, считаю, всегда надо, и расти над собой, не останавливаясь на достигнутом.

Мне уже за 60 лет, я много работаю, много пишу, издал больше 10 книг. И все ждал, когда появится официальный Союз писателей, и я в него вступлю. Но время идет, и я не молодею. Однажды я понял, что больше ждать нечего и надо это сделать самому. Это было в 2017 году.

С самого начала я мечтал, чтобы это был союз авторов, пишущих на гагаузском языке, но реальность такова, что мы сейчас к этому не совсем готовы. Вы видите, что даже я пишу свои книги на русском языке. И благодаря этому их читают везде – не только в Гагаузии, но и в России, Украине,  в других постсоветских странах. Я устал доказывать нашим махровым националистам, что писать о гагаузах на русском, чтобы это читали – лучше, чем не писать вообще. Я тоже сталкиваюсь с критикой, хотя являюсь большим патриотом своей земли, люблю Гагаузию и гагаузов, но не понимаю, почему порицается то, что мы пишем на русском? Ведь результат того стоит: о нас уже знают и будут узнавать больше и больше! А при желании можно перевести их на гагаузский язык. Ведь есть НИЦ, в котором большой штат специалистов.

– Какая идея лежит в основе созданного Вами Союза?

– Основные идеи и цели – это создание условий для развития свободного литературного творчества, использования разных  стилей и жанров на основе фольклорных произведений и лучших  образцов мировой литературы. Содействие  членам объединения в издании индивидуальных и коллективных  сборников произведений. Пробуждение в нашем народе национального самосознания, приумножение и сохранение литературных традиций.

Помимо этого есть и другие задачи: установление и постоянная поддержка  тесной связи  с  творческими Союзами тюркского мира, издательскими органами, редакциями, налаживание связей с Союзом писателей России, Молдовы. Интеграция наших писателей и поэтов в мировой литературный процесс, установление связей с писателями разных стран мира. В дальнейшей перспективе – перевод иностранной литературы на гагаузский язык и  гагаузской литературы на иностранный язык.

Эмблема Союза гагаузских писателей

– Все это звучит замечательно, а какие практические цели и задачи Вы ставите перед своей организацией?

– В первую очередь, после оформления всех необходимых документов и регистрации Союза, мы подумали о том, чтобы учредить свое собственное печатное издание, а также создать фонд для сбора средств на наши нужды. В частности, средства нужны для организации и проведение ежегодных литературных конкурсов в Гагаузии, для участия наших авторов в международных конкурсах.

Среди других практических целей: поддержка и защита интересов писателей, повышение престижности их труда. Создание условий для получения консультативной, экспертной и организационной помощи в их творческой деятельности. Организация конференций, встреч, литературных  вечеров, книжных выставок, литературных конкурсов по разным  темам и жанрам. И, как следствие, выдвижение кандидатов на литературные премии  в Гагаузии и на международном уровне.

Макет обложки самого первого номера журнала

– Сколько членов в Союзе писателей Гагаузии сегодня? Кто входит в учредительный совет?

– Помимо меня, в совет входят еще четыре человека: Тодур Мариноглу, Алена Ергогло, Галина Сиркели и Елена Мокану. Это известные в Гагаузии люди, сделавшие много для развития современного гагаузского языка и литературы. Всего же в состав нашего объединения входят 15  писателей.

Интересный материал по теме:  «Таланты нужно поддерживать». В Авдарме состоялся круглый стол Союза писателей Гагаузии

– Как отреагировало местное сообщество на появление Союза писателей Гагаузии?

– Мне кажется, часть общества не восприняла нас всерьез, а другая часть просто не заметила нашего существования. С самого начала, когда все было на уровне идеи, меня поддержали многие, а когда дошло до дела, они начали осторожничать и потихоньку отходить в сторону.  Да и сейчас не скажу, что есть большие положительные изменения: кто-то ревнует, кто-то завидует, кто-то просто критикует ради критики. Но я не понимаю, почему надо так относиться к тому, что мы делаем?! Ведь и я тоже не последний человек в Гагаузии, я тоже был в числе тех, кто стоял у истоков создания нашей автономии и тоже много сделал в этом плане, в меру своих возможностей и компетенции. Начиная создавать Союз писателей, я думал, что имею право добиваться чего-то полезного для нашей родины и быть услышанным властями, чиновниками, обществом, в конце концов.

Одно из заседаний Союза гагаузских писателей в период пандемии

Проблемы, нерешенные вопросы, казусы, проволочки и отсутствие поддержки

– Я правильно понимаю: в предыдущем ответе Вы недвусмысленно намекаете на трудности и проблемы?

– Именно так. Если бы я знал с самого начала, сколько времени, средств и собственного здоровья потрачу на это дело, то, наверное, отступил бы. Я бы за это время лучше издал еще две свои книги, материала у меня достаточно и есть, над чем трудиться, только бы успеть! Вся эта бумажная волокита сильно потрепала мне нервы. Никакой помощи от идейных соратников я практически не получил: все документы готовил сам, за каждую бумажку платил из собственного кармана, умыкая эти деньги из семейного бюджета.

Такие мытарства вообще убивают желание что-то творить. После оформления документов я несколько лет не мог допроситься, чтобы нам выделили хоть какое-то помещение под офис.  Куда только не обращался, в любые инстанции любого уровня – везде  были какие-то отговорки. Или сообщали, что готовы дать помещение, но надо оплачивать аренду. Откуда у меня еще и на это деньги, это ведь общественное дело, общественная организация, это же не только мне одному надо? Я и так за эти годы на все оформления тысячами леев пожертвовал, кто мне это возместит? В конце концов, я  зарегистрировал этот Союз на свой собственный домашний адрес, чтобы иметь хоть какую-то официальную  «прописку».

– У вашего творческого объединения есть постоянное место встречи?

– В том-то и дело, что каждый раз, когда надо провести учредительное собрание или творческое заседание, мы ищем место для встречи, не могу же я всегда делать это у себя дома. Нас принимают библиотеки, музеи, иногда учебные заведения. В этот раз нас любезно приняла хозяйка Конгазского этно-подворья “Гагауз софрасы” Анна Статова, за что ей отдельное большое спасибо.

Вообще изначально я очень хотел, чтобы офис Союза писателей Гагаузии расположился в Чадыр-Лунге, она же всегда считалась  культурной столицей автономии. Но кто сюда приедет? Кому-то далеко, кому-то не по пути, кому-то еще по каким-то причинам неудобно. Теперь мечтаю, что когда-нибудь власти нас услышат и предоставят нам помещение хотя бы в Комрате.

– Отсутствие помещения – единственная проблема?

– К сожалению, нет. Мне кажется, что нас просто никто не видит. Ни чиновники, ни средства массовой информации. Вот Вы, Ната, слышали о том, что в Гагаузии создан Союз писателей и что мы даже проводим конкурсы для авторов, пишущих о Гагаузии? Не слышали. А между тем, мы провели уже несколько таких ежегодных конкурсов.

Посредством этих конкурсов я очень хотел стимулировать начинающих и уже имеющихся гагаузских авторов, чтобы у них была мотивация творить, чтобы им хотелось развиваться.  Не раз я обращался с этой идеей в управление культуры, к разным представителям власти, даже лично к бывшему башкану Ирине Влах, но ни разу мои инициативы не были услышаны и поддержаны.

Интересный материал по теме: Президент Молдовы Майя Санду наградила орденом республики гагаузского писателя Константина Курдогло

Время идет – проблемы остаются. Кому нужны писатели в Гагаузии?

– Константин Иванович, со времени нашего последнего интервью прошло два года и произошли определенные перемены, и журнал Союза писателей Гагаузии все-таки вышел в свет и даже был представлен на международном уровне. Что еще сдвинулось с мертвой точки?

– С божьей помощью, наконец мы смогли стать известными в Гагаузии. Наш журнал Союза писателей Гагаузии в настоящее время весьма востребован в школах, колледжах и других образовательных учреждениях. Кроме того, я отправляю десятки экземпляров всех шести номеров и в соседнюю Украину – в гагаузские села, школы, музеи, библиотеки.

В прошлом и в нынешнем году исполком после моих многократных ходатайств и заявлений, хождений к депутатам, башкану и так далее,  выделили финансы на издание литературного журнала Союза гагаузский писателей GAGAUZ YAZICILAR BİRLİİ.

В прошлом году вышло три номера – кроме исполкома, финансами помогли турецкие коллеги из TÜRKSOY, предоставившие возможность издания второго и третьего номера.

В этом году редколлегия смогла издать еще два выпуска журнала – №6 и №7. Над ними работали редактор по языку Федор Мариноглу, редактор Иванна Кёксал, члены редколлегии Ирина Ришилян, Кристова Александра и Ольга Ивогло. Каждый номер журнала также, по возможности, отправляется мною в Россию, Канаду, Германию по единичному экземпляру, где проживают наши гагаузы. Большую партию журнала периодически отправляем в Турцию, в тюркский мир, проводим презентацию каждого номера в Комрате, в библиотеках, Комратском госуниверситете  и лицеях автономии.

– Какие у Вас есть пожелания в плане реализации идей в дальнейшем?

– Мне хочется, чтобы наша власть поняла, что для развития гагаузского языка нам не достаточно просто говорить об этом, надо еще и что-то делать. Мне бы хотелось, чтобы наш журнал выходил не один-два раза в год, а хотя бы три-четыре номера в год мы могли выпускать, чтобы у как можно большего числа современных писателей и молодых талантов была возможность публиковать свои произведения.  Я уже два года пишу такие ходатайства и ношу сметы башкану и в исполком, но тщетно. Да и финансируют журнал поздно, к концу года обычно. А тираж в 500 экземпляров должен выходить в первом полугодии, в апреле-мае, и затем во втором – октябре-ноябре. Для этого надо, чтобы уже к началу февраля из бюджета деньги перевели на счёт Союза и информация в журнале должна вовремя подаваться для ее использования в школах, колледжах, других учебных заведениях.

И очень хочется, чтобы мы, гагаузские писатели, наконец, имели свой офис, где можно будет собираться и обсуждать все проблемы Союза, можно будет обсуждать произведения и читать их вслух. Увы, пока вот уже пять лет эти вопросы никак не решаются…

Хотелось бы, чтобы из Фонда спасения и расширения сферы применения гагаузского языка были выделены деньги на проведение ежегодного литературного конкурса «Лучшая книга года», по жанрам. Также  считаю необходимым поощрять авторов, пишущих на русском языке, в номинациях «Лучшая книга года». Ведь кроме вдохновения и саморазвития, нужны разного рода творческие конкурсы – без дополнительного стимулирования разве будет мотивация у молодых авторов? Ведь каждый год проводят итоги и отмечают лучших врачей, учителей, спортсменов, работников сельского хозяйства, вручают им премии и награды. А когда будут награждать орденами писателей Гагаузии? Ведь они несут в массы культуру и воспитывают любовь к родине, патриотизм и т.д. Их мало, но они есть, и это  элита любого общества, творческая интеллигенция – особый класс в государстве, требующей к себе внимания и поддержки от власти.

И еще я никак не могу понять отношение власти к писателям в плане выплаты гонорара за изданную книгу. Я уже отмечал ранее, что кто же будет писать книги, если автор в качестве гонора получает 20-30 книг, если ему помогают издавать книгу. А если сам издаешь как я часто, то очень много  денег надо для подготовки и издания книги, тем более на историческую тему с иллюстрацией. А потом ищешь, как рассчитаться с типографией и просишь власти автономии, чтобы купили твою книгу.

Мое твердое убеждение: каждая изданная авторами книга должна поддерживаться материально гонораром и плюс десяток книг для дарения. Вот в этом году я издал книгу «Заметки охотника» тиражом в 300 экз. Ныне это дорогое удовольствие – издавать, стоит 30 тысяч. Книга, по словам коллег и читателей, весьма интересная и полезная для школ и т.д. Но, оказывается, в этом году для поддержки писателей автономии не заложено никаких средств, и как так можно заниматься творчеством? А народ без языка и истории, и без писателей – не народ…

На презентации книги Константина Курдогло “Заметки охотника”

О текущих делах и планах на будущее

– Константин Иванович, знаю, что в настоящее время Вы работаете над новым романом. Можете раскрыть секрет хотя бы в нескольких словах – о чем будет Ваша новая книга?

– Настоящие писатели не могут и не должны, на мой взгляд, останавливаться в своем творчестве. Потому я, будучи на пенсии, конечно же, пишу новые книги, причем пробую себя в новых жанрах. Так в 2021 году я издал сборник художественных рассказов и повестей на гагаузском языке “AVCI ANNATMALARI”. В 2022 году издал масштабную книгу об афганской войне «ПОЛЁТ В ВЕЧНОСТЬ». А в этом, 2023-м, издал книгу «Заметки охотника», в которой содержится 12 больших художественных  рассказов и три повести.

Ну, и поделюсь, конечно, с вашими читателями своей радостью и секретом. Вот  уже почти написал в течение года роман на гагаузском языке «ANA-BOBA EVİ» («Родительский дом»).

Конечно, роман требует еще много работы – редактуры, поиска средств на издание, но уже сейчас видно, что это получился очень интересный большой исторический роман о судьбе гагаузского народа в диапазоне десятков лет. Через главного героя, других персонажей стараюсь показать жизнь наших предков и нынешнего поколения в Буджаке. Причем акцент сюжетной линии состоит в печальном направлении. А именно в массовом исходе гагаузов, увы, со своей малой родины, в плане массовой трудовой миграции, но в надежде что все уладится и снова селах будут слышаться песни, греметь свадьбы, звенеть детских смех, а пустые родительские дома снова будут полными, в них вернутся хозяева, наследники гагаузов… И еще много чего интересного можно проследить в сюжетных линиях – как и о войне в Украине, где, волею судьбы, жертвами  оказались и наши гагаузы, как и на стороне России, глобализации и ее влиянии, о традициях и культуре гагаузов и т.д.

Ну, вот даже такие проекты власти автономии обязаны финансировать и НИЦ, полагаю, должны помогать с редактированием, там полно гагаузоведов на зарплате и соответствующий гонорар любому автору  выплатить.

Я очень много работаю, каждый день по много часов над своими книгами, а их у меня уже 16 написанных и семь журналов, вышедших под моим руководством как главного редактора. Но вот новая книга «Паломничество гагаузов на Святую Землю» пишется мною параллельно с романом, и в этом году думаю, завершу. Очень сложная тема, но важная для духовности, с ценными иллюстрациями. Я обычно веду три проекта и потому мне скучать не приходится и встречаюсь с учащимися каждый учебный год по нескольку раз. И это  тоже нужно для авторов – живое общение. Выступаю на местном ТВ, провожу заедания Союза, принимаем новых членов, ведь уже 21 писатель – член Союза у нас в Гагаузии. По-другому я не могу жить, не ищу корысти и не жду денег за это. Но жить-то как-то надо! И очень обидно, что даже на мое обращение в НИЦ и к башкану, чтобы меня зачислили на работу, никак не отреагировали. А ведь мои книги – это история нашего народа и через НИЦ можно было героя Гагаузии и Молдовы, патриота создания автономии  взять на работу и поддержать материально. Увы, у нас никого не ценят…

Очень обидно, что мою книгу «Никто не забыт, ничто не забыто», аналога которой нет в Молдове, в Гагаузии обходят вниманием. На ее издание я затратил свои личные деньги – десять тысяч, и вот уже четыре года ее не приобретают для школ и библиотек. А книга, между прочим, очень важная, в ней раскрывается тема Второй мировой войны и увековечиваются более 60 имен, обнаруженных автором в ходе собственного исследования. Такая же судьба и у книги «Полет в вечность» – она тоже не приобретена. И мою новую книгу художественных рассказов тоже не торопятся приобретать…обидно все же… Когда нет внимания к авторскому труду, на что жить и создавать писателю?

Фото: Константин Курдогло/Facebook

Больше новостей

The Insider: В Париже арестовали повара из России по подозрению в подготовке провокаций на Олимпийских играх

За неделю до открытия Олимпиады в Париже арестовали гражданина России, подозреваемого в подготовке провокаций. Журналисты выяснили, что речь идет о 40-летнем поваре Кирилле Грязнове, у

Read more >

МИД Румынии вызвал сотрудницу посольства России из-за обломков дрона

Министерство иностранных дел (МИД) Румынии выразил России решительный протест в связи с обнаружением на территории страны обломков беспилотника, которым российская армия била по Украине. Протест

Read more >