ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК (6 ЧАСТЬ)

Первую часть читайте по ссылке

Вторую часть читайте по ссылке

Третью часть читайте по ссылке

Четвертую часть читайте по ссылке

Пятую часть читайте по ссылке

ПРОДОЛЖАТЕЛИ

Дмитрий Николаевич и в гагаузском  изобразительном искусстве и в монументалистике был первым. За ним потянулись другие. И создали много прекрасных работ. Но превзойти Кара Чобана по силе слова никто не смог. У него – золотое перо, это мое твердое убеждение.

Художественная жилка отца передалась сыну: Атанас Карачобан – известный художник и скульптор. Он изваял сотни бюстов и памятников, выучил плеяду молодых творцов, к сожалению,

в Турции. Дома талантливому человеку не нашлось места для реализации своих способностей.

Создал сын в мраморе и образ своего отца. Очень точно передал его внутренний мир.

Встречает теперь этот монументальный гений гагаузского народа всех своих гостей у входа в музей.

Продолжает дело отца и дочь Людмила. Именно она сохранила и развивает историко –

этнографический музей, который создал Дмитрий Николаевич.

МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО

В 1964 году Кара  Чобану, работавшему тогда библиотекарем, выделили для размещения его сокровищ освободившееся здание сельского совета. Он по крупицам собрал целый музей предметов быта гагаузов, переселившихся в XIX веке на бессарабские земли : архивные документы о том, кто такие гагаузы, как они оказались в буджакских степях, чем занимались, как жили, во что одевались, какие готовили блюда…

В то время Дмитрия Николаевича легче было застать в дороге, нежели дома. Он путешествовал с котомкой, мешком или даже ящиком за спиной, в которые собирал ценности для своего  музея. Заходил буквально ко всем. Любой предмет старины будил в нем неистовую радость.

Не все люди за просто так отдавали свои вещи. Тогда Кара Чобан расплачивался собственными деньгами – нередко последними в семейном бюджете. Слёзы жены вызывали в нем огромное удивление.«Это же для музея, Зина!».

И Зинаида Николаевна отступала, хотя семья, в которой росли двое детей, действительно очень нуждалась.

В музее он в одном лице исполнял целый штат сотрудников: фотографа, художника, плотника, оператора, гида, летописца, оформителя, директора. При этом, все работы приходилось выполнять на добровольных началах. Только через год колхоз «Правда» назначил неутомимому подвижнику ежемесячное жалование.

За более чем полвека фонд историко – этнографического музея, который носит теперь имя Дмитрия Кара Чобана, вырос до 20 тыс. экземпляров. Каждый год его посещают тысячи туристов из ближнего и дальнего зарубежья.

Не все понимают стихи поэта на гагаузском языке, но каждого неизменно восхищает поступок Дмитрия Кара Чобана, который своим творчеством в литературе, кинодокументалистике и музейном деле стремился сохранить для потомков культурный код своего народа.

МАНЕКЕНЫ

К музейному делу он привлек в итоге и супругу.  Известен замечательный тому пример.

Чтобы выставить для обозрения старинную одежду гагаузов, нужны были манекены. Денег на них не хватало. Тогда Кара Чобан растопил огарки церковных свечей и горячим  воском облепил супругу. Было больно, но она терпела. Так получили необходимый для музея инвентарь.

Автор: Анна Харламенко

Продолжение читайте 25 декабря…

Больше новостей

Владимир Кысса о вопросах по изменениям в Избирательный Кодекс Гагаузии и роли рабочей межпарламентской группы  

На последнем заседании Народного собрания Гагаузии, состоявшемся 19 ноября, одним из ключевых вопросов стало принятие изменений в Избирательный кодекс в первом чтении. Это решение будет

Read more >