«ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ» ПЕТРА ВЛАХА (ч. 6, заключительная)

Мы продолжаем публиковать материалы известного журналиста и публициста Гагаузии Анны Харламенко о художнике и Мастере росписи сусаков Петре Влахе. Эта публикация завершает рассказ автора.

Первые пять частей читайте по ссылкам: ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2ЧАСТЬ З, ЧАСТЬ 4, ЧАСТЬ 5.

РАБ ИСКУССТВА

Осознавал ли Пётр Влах при жизни значение своего новаторства, первенства, мастерства? Безусловно, да. И создавая свои шедевры, желал, чтобы они навсегда связывались с его именем и  гагаузской идентичностью.

Так и случилось. Но личного благополучия художнику это не принесло. Он не отличался богатырским здоровьем и покладистым нравом. В силу своих анатомических особенностей испытывал боль и отторжение, особенно в последние годы. Немало и начудил из-за азартного характера и самомнения; бывал, порой, резок в высказываниях и удивлял неординарными поступками. 

Он отличался от всех не только внешним видом, целеустремлённостью к продвижению себя, светлыми сторонами личности, но и противоречивостью в конце земного своего бытия, из-за чего, в одночасье потерял любимую жену, сменил веру, подорвал ещё больше здоровье и так и не обрёл желаемую безоблачную старость. Мёрз в неотапливаемой квартире, ел, что принесут друзья, умирал в больнице, похоронен по мусульманским канонам. 

“Художников нельзя воспринимать мерками общепринятых норм, – говорил он мне. –  В них столько же здорового, сколько и больного. Мы – рабы искусства…”

Попробовала так и сделать. Убрать мерки и показать живой образ художника.

Желток и белок в яйце не смешиваются, пока оно сохраняет цельность, а стоит разбиться, всё рушится. Имя Петра Влаха в художественном мире – цельное, его талант не разбился об скалы жизненных бурь. Он многого добился. Собрал и переработал богатейшее наследие национальных орнаментов, декоративных мотивов народного творчества гагаузов с далёких времён. Он не копировал их, а стилизовал в соответствии с временем. Зов прошлого в соприкосновении с настоящим сделали его оригинальным. 

Волшебный мир его графики – это тишина, природа, философия, красота. А сама его жизнь – буря и страсть.

Дар его повелительный,  когда он ему следовал – все было хорошо, чуть отклонился – образовалась трещина.

Человеческое эго Петра Влаха на каком-то этапе ощутило этот разлом и сократило его дни. Сохрани он всё, от чего добровольно отказался, счастливой и долгой ещё могла быть его жизнь.

Я провела много часов в общении с этим своеобразным творцом и могу утверждать, что он всегда болел за свой народ, за творчество,  копал истину, как шахтёр, глубоко постигал нашу культуру, историю, духовное богатство.

“Раб искусства” Петр Влах в национальных орнаментах, языках узоров, графических символах – видел душу или, как он любил повторять – код народной мудрости. 

Творчество Петра Влаха  – это могучее дерево, корни которого уходят в родную почву, а усыпанные цветами и плодами ветви принадлежат теперь всему миру.

Автор Анна Харламенко

Больше новостей

Румыния готова поставлять газ Молдове из своих хранилищ в случае необходимости

Румыния и дальше будет поддерживать Молдову в обеспечении энергетической безопасности и готова поставлять газ из своих хранилищ в случае необходимости. При этом Молдова сама уже

Read more >

«Истории жизни». “Сгорел на работе”- выражение характеризующее состояние многих современных людей

🔴В первом выпуске нового авторского проекта «Истории жизни» с Натальей Димча, говорим о выгорании на работе и во время учебы с психологом Валентиной Колиогло. ✅

Read more >