Анна Харламенко, вспоминая легенд гагаузской культуры, дарит читателям уникальный взгляд на вдохновляющую историю Семёна Васильевича Пометко. Этот рассказ о долголетней дружбе и творческом союзе, начавшемся еще в вузе, раскрывает удивительные моменты жизни великого музыканта. Читатель погружается в атмосферу гагаузской мелодии, ощущая не только звуки скрипки и пианино, но и тепло его улыбок. Это история о том, как Сэм, создатель ансамбля “Дюз-Ава”, стал не просто легендой, но и воплощением восьмой ноты – ноты Любви.
Легенды гагаузской культуры, о которых я пишу – украли моё сердце. Один за другим они уходят, а моя память листает картинки наших встреч, хранит диалоги и даже их улыбки. Свежи всегда, как любимые им розы, мои воспоминания о Семёне Васильевиче Пометко. И горжусь я им и грущу по нему”…
Фото из архива сестры Семена Пометко Прасковьи Кунчевой (Пометко)
ИЗ КОЛЛЕГИ – В ДРУЗЬЯ
С Семёном Пометко мы – коллеги по вузу и собратья по духу. Оба закончили Кишинёвский институт искусств им. Г. Музическу. Когда я защищала дипломный проект – он охотно участвовал в тематическом вечере выпускницы и привел с собою все коллективы.
Много мероприятий мы потом провели вместе. А когда я погрузилась в журналистику, он звал посмотреть сценарии, поговорить о жизни, обсудить прочитанную книгу. Я всегда имела мнение и притягивала понимающих, чувствующих, страждущих. Он это ценил. Мы подружились.
Он был Сэм, я – Нюра.
КОГДА ЗВУЧИТ СКРИПКА, КАЖЕТСЯ, ЧТО НИКОГДА НЕ УМРЁШЬ
Семён Васильевич обожал произведения Ремарка, всегда при себе имел томик, заложенный закладками. А я в те годы учила тексты писателя наизусть и напевала их себе под нос, настолько мелодичны они были.
“Ремарк играл на органе и пианино, готовился стать музыкантом, – рассказывал Семён Васильевич. – На фронте первой мировой – ранение в руку покалечило его мечту. Так он стал книги писать как музыку, заставляя переживать полную гамму чувств. На каждой его странице мысли, которые не один раз приходили и мне в голову долгими бессонными ночами… ”
Сэм наигрывал какую-то мелодию на пианино, протягивал мне книгу, и я читала вслух, отмеченный им отрывок.
“Когда звучит скрипка, кажется, что никогда не умрёшь. Небо становится выше, один звук – и все границы расступаются. В скрипке брезжит оперение белой чайки. Где-то есть дом, и всё же ты повсюду тоскливо одинок…”
Он не спроста выбрал эту цитату. Сам так жил. Абсолютно свой среди звуков и одинокий среди людей. Слушал по ночам скрипку. Она чудесно пела о любви…
ЖЕРТВЕННЫЙ ОГОНЬ
Я, по возможности, хвостиком ходила за ним и записывала в блокнот свои впечатления, его изречения, наши общие эмоции.
Семён Васильевич – инородная планета для нашей провинциальной среды. Он отличался и внешне и внутренне. Энергия, которая шла от него – требовала быть причастными к чему-то доброму, светлому, творческому. Не для себя. Для людей.
Он был не просто предан своему народу и своему делу – он зажёг жертвенный костёр и первым в него шагнул.
Собрал и единомышленников. За ним шли те, кто открывал вместе с ним миру новое имя и новое направление – гагаузскую народную музыку.
Фото: komratmuzeum.md
Красивые с прищуром его глаза смотрели с интересом на мир, но были иногда так печальны, что выдавали внутреннюю борьбу и напряжение.
МЕЧТАЛ БЫТЬ ЛЕТЧИКОМ, А СТАЛ МУЗЫКАНТОМ
С детства он был нацелен на собственный путь и прошел его с такими зажимами, болью и скоростью, что вряд ли успел насладиться всем, чем был одарен от природы, что “вырвал” у судьбы упорным трудом.
Сын столяра, внук бондаря мечтал о небе, самолетах, полетах, а стал музыкальной легендой своего народа. Мелодии наши никогда не звучали в нём робко, они выжигали в его сердце звезды. Наполненный ими, он жил как человек-оркестр.
Маэстро освоил практически все музыкальные инструменты. Ещё в школе создал свой ансамбль и уже понимал, куда ведёт судьба-тропинушка. Но тогда это были джаз, рок, попса, даже классика. К народному живительному пласту жизнь подвела после армии.
Фото из архива сестры Семена Пометко Прасковьи Кунчевой (Пометко)
Знаковое событие в жизни, определившее весь дальнейший путь – “Дюз Ава”. Он основатель, вдохновитель, наставник, легенда коллектива.
Продолжение ЗДЕСЬ
Автор: Анна ХАРЛАМЕНКО
Превью публикации из проекта по реставрации старых фото Семена Стаматова