Наш народ до сих пор загадка истории. Его корни, условия и обстоятельства возникновения теряются в глубине веков и количестве версий, о которых до сих пор спорят. Гагаузская самобытность насчитывает в своей хронологии длительный этап развития и имеет связи с древними очагами мировой цивилизации. Устное народное творчество, традиции и обычаи, исторические раскопки, этнографические находки – свидетельство богатого прошлого. Дорогу к нему имели счастье найти не только историки и учёные, но и наши краеведы.
Представляем продолжение очерка Анны Харламенко об Анатолие Маринове – многолетнем директоре регионального историко-краеведческого музея в Комрате. (Начало этой истории ЗДЕСЬ, вторая часть ЗДЕСЬ – страницы откроются в новых вкладках).
Февраль – знаковый месяц для музея – в этом году ему 55 лет; а Анатолию Алексеевичу Маринову исполнилось бы 95 лет.
КАКОЙ ОН — МУЗЕЙ КОМРАТА?
Комратский историко-этнографический музей под началом Маринова постепенно стал одной из достопримечательностей юга Молдовы. Он показал этапы развития истории гагаузского народа и становления Гагаузской автономии.
В фонде музея более 80 тысяч экспонатов, большинство из которых составляют археологические находки, датирующиеся III–IV веками. В основном и вспомогательном архиве имеются предметы культуры, медицины, нумизматики, филателии, оригинальные образцы документов XIX–XX веков, древние минералы, а также старинные изделия быта и декоративно-прикладного искусства.
В музее оформлены несколько комнат и уголков, каждый из которых несёт в себе что-то особенное: картину минувших общественно – политических, культурных, экономических явлений, богатство наших обычаев и традиций.
Там лица наших людей и изюминки календарных событий. Там вся Гагаузия в одном месте, и пробирает зов гордости за принадлежность к своему народу. Каждая фотография, документ, экспонат, научное исследование и открытие – пропаганда гагаузскости и в мировом сообществе.
Фото: Комратский Историко-Краеведческий Музей АТО Гагаузия / Facebook.com
Комратский музей – интересный лабиринт для посетителей, напоминает путешествие во времени. Сохранение всего, что нам дорого. Наследие и автономии, и семьи Мариновых, которые так долго и скрупулёзно собирали и хранили всё ценное о народе.
Фото из фондов музея
Фото: comrat.md
Находясь среди музейных экспонатов, проходя из одного помещения в другое, посетители как бы уходят в прошлое, прикасаются к его тайнам, проникаются духом к той, далёкой и практически неизведанной жизни.
БЫЛ НЕ ПЕРВЫМ, НО СЧИТАЕТСЯ ОСНОВАТЕЛЕМ
Маринов не был первым директором Комратского музея. Когда его открыли в заброшенном помещении Храма по приказу министерства культуры Молдавии, в 1969 году, то поручили возглавлять Василию Драгалину. Через полгода назначили другого руководителя – Николая Кара, но и он вскоре был переведен на другую работу.
Не просто было “пахать” музейную ниву. Став третьим директором музея, Анатолий Алексеевич отдал ему 32 года жизни, строил и развивал по душе, практически до последнего вздоха. Он получил в народе право считаться основателем важной роли нашего музея, как института общенационального значения, исследовательского центра, жемчужины истории и культуры гагаузского народа, свидетельства духовного взросления гагаузской нации, ее самосознания и гражданственности.
САМА ФУРЦЕВА ВРУЧИЛА ДИПЛОМ ПРИЗНАНИЯ
За активную деятельность и самобытность Комратский музей и его директор были отмечены многими наградами. Примечательно, что в 1972 году сама Екатерина Фурцева, строгий и принципиальный министр культуры СССР, в Ленинграде лично вручила Анатолию Маринову Диплом признания заслуг. И музей через это получил известность в краеведческом мире.
И на родной земле Анатолий Алексеевич имел важный статус – стал Заслуженным работником культуры МССР, Гагаузии и Почетным гражданином Комрата.
Конец 3 части. Продолжение выйдет 19 февраля.
Автор: Анна Харламенко