На сложившееся мнение о человеке всегда влияют масштаб его личности, неординарность характера, общность духа. Человек, о котором идёт речь, по всем трем параметрам имел Знак качества. Имя его многим знакомо и память о нем добрая. Занимал высокие посты, умел убеждать, инициировать, решать важные вопросы, слаженно вел любую доверенную ему работу. И не растратил при этом ценности души. Жил, как дышал.
Вдумчивый, внимательный, настоящий патриот своего края – стоял у истоков национального самоопределения гагаузов, вместе с народом отстаивал права на достойную жизнь, поднимал экономику, благоустраивал столицу. Комрат стал для него родиной, с ним его обручила судьба, а он сам обручился с совестью. И шёл по пути своему открыто и ответственно.
В его личности было много всего: иногда идеалист, иногда романтик, иногда прагматик, но без примеси фальши и ножа за спиной. Он не приспосабливался к ситуациям, он их творил. Цельной личностью, которую в себе выточил трудом, мудростью наделенной небом и терпением, как воспитали родители. И сам “не поджигал межличностный огонь” и в других гасил споры и конфликты.
Фото из семейного архива В.Н. Волкова
Находился во власти и в директорском кресле много лет – и там примирял и примирился с людьми, с обстоятельствами, с судьбой. Не всегда жемчуг – благо, иногда просто хлеба на столе достаточно, чтобы жить спокойно, с народом в единстве, с душой в согласии, с миром в понимании.
Он многое делал, не требуя оплаты и почестей. Создавал особый микроклимат добра вокруг себя и успевал созидать, дружить, любить, жить и радоваться.
Виктор Николаевич был, кстати, очень задорным человеком. Об этом не все знали. Должности обязывали быть “человеком в футляре”, публично соблюдать равновесие. Но стереотипы он периодически ломал! Любил юмор, дружественные посиделки, рыбалку, соблюдал традиции, обрядность. С ними можно было и посмеяться погрустить. Человечное в нем было превыше всего.
И это все о нём – о неординарном и уважаемом Викторе Николаевиче Волкове.
Надежен, как тыл
Что вы знаете о нём? – с вопросом пошла я в народ. Говорили, больше по работе, малость по существу. Мы еще не научились сказать о человеке, отмечая его качества, а не должности. Но про Волкова все же “наловила” парочку качественных мнений.
– Деловой человек.
– Интеллигент.
– Никогда не повышал голос.
– Смотрел в душу.
– Ответственный.
– Он как-будто всегда знал, как надо поступить.
– Разносторонний.
– С виду, как все, но не как все – доверяли ему люди.
– Детям дарил машинки, они ломались, он их чинил.
– Надежен был, как тыл…
– Деловой человек.
– Интеллигент.
– Дипломатичный, уравновешенный.
– Никогда не повышал голос.
– Смотрел в душу.
– Ответственный.
– Он как-будто всегда знал, как надо поступить.
– Разносторонний.
– С виду, как все, но не как все – доверяли ему люди.
– Детям дарил машинки, они ломались, он их чинил.
– Надежен был, как тыл…
– От него всегда добром веяло.
Вот! Главное, что отличало Виктора Николаевича от всех – это надежность. Зримо или нет, но мы всегда хотим от всех именно ее, этой самой надёжности.
Я лично смотрю на людей через призму: надежен – ненадежен. Остального вокруг много, а глаз, плеч, рук опоры – почти не осталось. К нему тянулись люди, ощущая именно этот тыл. Он был надежным человеком!
Первая встреча
Я в школе ещё училась. Был яркий, солнечный, украшенный золотом осенний день. Объявили субботник, и нас привезли сажать деревья. К полудню мы умаялись и решили немного пофилонить, но вокруг случилось неожиданное оживление. Какое-то начальство приехало. И начальство это шло прямо на нас, широко улыбаясь. Человек небольшого роста, с пронзительными глазами, тихой, но мощной энергетикой – посадил рядом с нами много деревьев и ушел. А послевкусие осталось. Как от отца. Теплое, родное, безопасное.
Вот вам ещё один фактор надежности. Дети взрослых всегда лучше чувствуют. Он не начальствовал, он был старшим другом.
Нескучно о скучном
Жизнь так распорядилась, что далее наши пути пересеклись и в работе, и в дружбе.
Я журналистикой занималась, рубрику завела “нескучно о скучном” и объявила протестную “войну” сухим, неинтересным интервью и текстам. Он понял мой порыв и поддержал, первым пошел на открытый диалог.
Интервью получилось знатное! Но наша публика и провинция к такому формату еще не привыкла, от моих вопросов шарахались, и проект пришлось закрыть. В контексте всего этого – поступок Виктора Николаевича стоил уважения. Его честность и уход от скучного нас подружили.
Фото из семейного архива В.Н. Волкова
Живёт ли в людях порядочность?
Руководители высокого ранга в нашем регионе не всегда вызывают симпатию у большинства. Людям, по большому счету, не угодишь, но он и не пытался, просто сам жил с симпатией к людям и делал все возможное, чтобы быть полезным. И невольно добился этой симпатии от большинства.
В кагорте начальствующих субъектов над народом никогда себя не мыслил, общался на равных со всеми и мимо боли не проходил. Он знал, у кого какая проблема, и помогал с ней справляться.
Виктор Николаевич серьезными поступками и добрыми делами доказывал, что порядочность в чиновниках не осталась “в пещерном веке”. Рабочим своим он жилье строил, пенсионерам существенную помощь оказывал, детей постоянно опекал, реализовал множество продуктивных проектов для региона, в минуты тревоги не прятался, а шел впереди. Даже город убирал от мусора вместе с примаром и молодежью.
На важных своих постах всегда демонстрировал глубокие знания, опыт хорошего управленца и надежного партнера. К его мнению прислушивались, его авторитет почитали.
Судьба свела и сроднила
Комрат и Волков так срослись душою, что мало кто подозревает, что он не коренной его житель. Виктор Николаевич родился в Арцизе, Одесской области, в семье железнодорожников. Родителей часто переводили из района в район, где были железнодорожные пути сообщения. В начале 50-х годов они осели в Комрате. Жили на станции.
В те годы административный центр Гагаузии был крупной товарной перевалочной базой, к нам шли составы со всей страны, курсировали даже пассажирские поезда. Так что, работы у Николая Ивановича и Анны Петровны Волковых был непочатый край. И троих своих детей они приучили к труду и дисциплине. Виктор был старшим сыном и всегда заботился о родителях, тяжело переживал уход отца и сблизился душой с матерью. Будучи уже взрослым, даже начальником, он внимал её советам.
В Москве учился, там и женился
Школу пришлось менять несколько раз из-за переездов родителей, а завершил учебу, вообще, в вечернем формате образования. Молодежь днём работала. Вот и он без дела не сидел, освоил работу электрика. Высшее образование получил в Москве, в технологическом институте пищевой промышленности. Там и невесту нашел. И привез Нину Андреевну в Комрат, где родились сыновья.
Витей назвали старшего внука в честь деда – этот малыш – настоящей отдушиной стал. Витя старший и Витя младший были «не разлей вода» до самого дня последнего.
Служебная карусель
Трудовая деятельность Виктора Волкова началась на Комратском комбинате хлебопродуктов (КХП). Сначала он там был электрослесарем, затем главным энергетиком. А в 30 лет стал директором этого предприятия. Это высокий показатель его способностей и возможностей. На этом посту его заметили и стали перетягивать в органы местного публичного управления.
И с КХП, и с райисполкомом случилась интересная служебная карусель: сначала его назначали в одно место, потом переводили в другое, далее возвращали обратно в то самое первое место, то во второе. КХП, например, он возглавлял четырежды, а районный исполнительный комитет – трижды.
В его послужном списке были еще: главное управление промышленности, строительства и транспорта Гагаузии (заместитель), примэрия мун. Комрат (вице-примар), Муниципальный совет (председатель). Многократно избирался депутатом районного и городского советов.
Трудовая книжка
Пришла я в дом Виктора Николаевича, близко ощутила трепет его семьи, память верную о нём, Витюши младшего тоску по деду – в этом доме он есть: в глазах родных, в предметах, в ауре. Мы смотрели фотографии, обсуждали перипетии жизни, вспоминали, “каким он парнем” был…
Взгляд выхватил из вороха бумаг на столе Трудовую книжку. Хозяина давно нет, а она хранит всю его служебную деятельность и рассказывает многое о человеке, чье имя носит.
Внимание привлекла аббревиатура КХП. Она прошлась через всю его жизнь. Где бы он ни работал – всегда возвращался на свой комбинат, с которым вместе прожили лучшие дни своего становления. Вот они – начальные даты его директории на КХП – 1968, 1991, 1999, 2007.
«Комбинат был большим и сложным предприятием: мельница, комбикормовые цеха, склады, техническое оборудование, круглосуточные поставки, напряженные смены, грузовики с зерном бесконечным потоком, охрана, ремонт, расширение производства – всё при нём работало на полную мощность. И элеватор он построил, и планы перевыполнял и отношения со всеми наладил чёткие, – рассказывает Нина Андреевна Волкова. – Трудилось на КХП более 500 человек. Представьте, какой это объем физических и душевных затрат, какая ответственность, какая масса судеб и какой трудовой поток! А какое техническое обеспечение! Он никогда не говорил об усталости и незнании чего-то, он всегда был в гуще событий и решал все проблемы с миром.»
Нина Андреевна с улыбкой поведала мне об автоматической системе управления на КХП – вычислительные машины в те годы были размером в два этажа, а расчеты производили логарифмической линейкой… Виктор Николаевич настолько успешно справлялся с руководящей должностью на КХП, что это создало платформу для дальнейшего карьерного роста.
Пробовал он себя и в частном бизнесе. И там не оплошал.
Папа телевидения
29 декабря 1989 года появилось в эфире Комратское телевидение. У него был основатель и творческая группа – первопроходцы. Но без В. Н. Волкова этот канал вряд ли заработал бы. Все разрешительные документы, оргвопросы прошли через него. И сказав новому делу сразу “да” , он никогда более не отказывал ему в опеке. Коллектив телевидения бесконечно ценил это внимание и заинтересованность в развитии структуры и называл его “папой” телевидения. А мамой КТВ была Мария Васильевна Маруневич.
Увлечения
Виктор Николаевич был гармонично развит, интересы его не ограничивались чем-то одним, но предпочтение отдавал все же тому, с чего начал. Механике. Электрике. Механизмам. Все, что ломалось в доме, ремонтировал сам. Родные сохранили его рабочее место – маленький столик у стены, на нем так и остались лежать провода, схемы, инструменты. Как было при нем, так и сейчас. Только столик тогда «жил»: хозяин садился за него и паял, клеил, «спасал» все, что нуждалось в его руках. А теперь столик, как и все, кто знал хозяина – осиротели.
И литературу он читал чаще техническую. Любил журналы, собирал их годами, они тоже хранятся в доме.
Погиб от короновируса
Когда появился чудовищный covid -19, Виктор Николаевич сразу почувствовал в нем опасность для себя. К 72 годам он на своих ответственных должностях заработал сердечно-сосудистую недостаточность со всеми сопутствующими рисками. Не ошибся, к сожалению, – болезнь прокралась и погубила. Много дней, под ИВЛ боролся за жизнь. Ушел…
“…Уходят люди, их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять –
От этой невозвратности кричать.”
Проникновенные строки Евгения Евтушенко застыли в печали вместе со мною, когда пришла ужасная новость в октябре 2020 года…
Он был невероятно приятным человеком, хотя должности, которые занимал, не предполагали такое качество. Большую часть жизни руководил трудовыми коллективами, административными структурами, властными органами и сохранил в себе человечность и порядочность. Начальников не всегда любят, а к нему люди тянулись. Он умел выслушать. Понять. И правильно поступить. Надежность – редкое свойство, почти забытое нынче. А для него это было смыслом существования.
Мягкая поступь, умный взгляд, спокойный голос и дружеское расположение… Во властных кабинетах редкость. А вот у нас такой руководитель был. Во главе Комратского райисполкома, Муниципального совета, столичной примэрии и КХП.
В высоком кресле не пошатнулась его доброта. Он считал, что «на свете существует только одна миссия – помогать людям».
Анна ХАРЛАМЕНКО