Федор Ангели — гагаузский и молдавский «Ломоносов»

Сосуд или полон или пуст… Так и человек. «Сосуд» Федора Ангели вместил невероятно много. Я трижды сбилась, пока дочитала весь его послужной список. Человек с богатой биографией! Жизненный путь не самый длинный, а работы столько проделано, что хватило бы на жизнь троих. Работы тщательной, титанической, скрупулезной. Исследования истории гагаузского народа, жизнедеятельности молдавских и турецких лидеров; творчество в области журналистики, филологии литературы, языкознания; общественно- политическая  деятельность, дипломатическая миссия…

БОГАТАЯ БИОГРАФИЯ

Работал корреспондентом Гостелерадио СССР,  собкором Агентства печати «Новости», газеты «Правда» в Румынии, возглавлял Молдавское информационное агентство (АТЕМ) при Совете министров МССР, бюро ИТАР-ТАСС в Республике Молдова. Три созыва был депутатом высшего законодательного органа страны. Выполнял почетную миссию Чрезвычайного и Полномочного Посла Молдовы в Турции, Египте и Кувейте. Закончил престижный институт стран Азии и Африки МГУ им. М. Ломоносова и аспирантуру, защитился, доктор филологии. 

ОН ИНТЕРЕСНО МЫСЛИЛ!

Всегда был востребован там, где ценили профессиональный подход и здравый смысл. Мастерски владел методами анализа источников и исследовательским чутьем историка.

Свободно и уверенно чувствовал себя и на политической и творческой трибунах, на конференциях и дискуссиях. Делился с  широкой аудиторией знаниями о достижениях в литературном творчестве народов, с которыми нас неразрывно связывала судьба. Обладал большой созидательной энергией. В его активе доминировали воля, талант, целеустремленность, остроумие, аналитика.

Работал каждый день, ставя перед собой жёсткий график. Режим дня Ангели для простого обывателя был бы не подъемным, он же его не нарушал даже в День рождения, не вставал со стола, пока не доделает, то, что наметил.

Понимая, каким огромным потенциалом энергии и опытом обладает, хотел успеть многое. Успел, но не всё, хотя и того, что вышло из-под его пера и сердца – достаточно, чтобы назвать его незаурядной личностью, достойнейшим сыном гагаузского народа. 

СЧАСТЬЕ БЫТЬ ГАГАУЗОМ

«Для меня быть гагаузом – большое счастье. Быть счастливым никогда не поздно, надо только любить свой народ!» –  это его девиз! Речитатив сердца.

Он любил и гордо представлял, защищал, открывал миру свой народ, как великое достояние. 

Федор Ангели родился в маленьком гагаузском селе Гайдары Чадыр-Лунгского района. Там память о нем незыблема. Лицей назвали в честь прославленного земляка и проводят в нём различные научные и культурные мероприятия. Даже сочинения и эссе пишут о нем.

ПЕРО МАСТЕРА: ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Непросто писать, зная, что берешь на себя ответственность за просвещение целого народа. Он это знал и ответственности не боялся, легко брался за всё там, где было непросто другим. Бывал ли субъективным? Порою да, но мы разве всегда и во всем объективны?

Федор Ангели – один из немногих гагаузов, кто умел вдумчиво и планомерно трудиться. И писать умел – грамотно, не шаблонно, не сухо, не скудно. У него выработался и собственный стиль подачи текстов, что очень ценно. Стиль настолько доступный и оригинальный, что даже «чопорная наука» и  исторические материалы читаются легко и с интересом.

Перу Федора Ангели принадлежат монументальные монографии: «Страницы истории Османской империи»; «Республиканская Турция: Сулейман Демирель»; «Гагаузская автономия. Люди и факты»; «Очерки истории гагаузов – потомков Огузов»; «Краткая история гагаузов»; «Эпоха и новая трактовка родословия Кантемиров: Конец XIV – первая половина XVII веков»; сборник собственных стихов «Когда цветут цветы”. 

Огромное количество переводов на гагаузский язык произведений классиков мировой литературы: сказки А. С. Пушкина, поэмы Михая Эминеску, стихи Григория Виеру, Агнии Барто и других поэтов.

В его переводе вышли сто произведений 20-ти молдавских и румынских авторов. Замечу, переводов в стихах. Колоссальный труд! 

Антология на двух языках издана им в 2010 году. Кроме того, он выпустил учебник румынского языка для гагаузских учащихся, разговорник из 16 тысяч синонимов и словосочетаний румынского и гагаузского языков, большой словарь, свыше 20 тысяч слов. Такого масштаба еще не было! 

Фото: IPN

ТРИЕДИНСТВО

Федор Ангели. “Гагаузская автономия. Люди и факты (1989 – 2005)”. Я скупила практически все книги с таким названием, что поступили в Комрат, и раздарила множеству людей в разных странах. И все они читали это издание, и со мной его обсуждали. И благодарили Федора Афанасьевича. Честная работа, без прикрас, в описании происходящего и перетягивания на себя заслуг, в чем грешны многие гагаузские мемуаристы. 

Читают ли сейчас у нас Ангели? И других гагаузских авторов? В библиотеке ответили, что иногда интересуются. На улице мало, кто из респондентов понял, что я спрашиваю. Вот она проблема Гагаузии: мы мало знаем о себе и о своих, как же будем развивать автономию?…

Обожаю его многогранность в творчестве! Федор Афанасьевич в своих исследованиях продемонстрировал уникальное триединство: основательность историка, глубокую осмысленность философа и неравнодушие истинного патриота. В книге о Гагаузской автономии он шаг за шагом исследует и комментирует события на протяжении 15 лет, связанные с созданием и существованием автономно – территориального образования Гагауз Ери. Отражает самый драматичный период в истории современной Молдовы, который стал решающими в плане зарождения и укрепления национальной идеи и национального самосознания гагаузов. 

Как жаль, что никто не продолжил после Ангели эту книгу, не исследовал события от 2005 года и по настоящее время. Это, как раз, то изложение, которое должно дополняться постоянно и стать своеобразной летописью современной истории края. Видимо, нет у нас больше авторов уровня Федора Ангели – авторов с публицистической страстью и фактологической беспристрастностью, создающих картину современности. Без излишней дипломатичности, но объективно и откровенно, оценивающих и деятельность властей в Молдове и Гагаузии. Он так мог!   

ПЛАНИРОВАЛИ СОТРУДНИЧЕСТВО

Мы познакомились в 1990 году. В тревожном октябре. Я была корреспондентом газеты «Ленинское слово», он – депутатом Парламента РМ и руководителем Бюро ИТАР – ТАСС. У нас тогда было введено чрезвычайное положение на два месяца и особые формы правления на территориях Комратского, Чадыр-Лунгского и Вулканештского районов. 

Правительство Мирчи Друка приступило к формированию добровольческих отрядов и готовилось к «гагаузскому походу». Гагаузы под вой сирен и колокольных набатов провели досрочные выборы в Верховный Совет  непризнанной Гагаузской Республики и рыли окопы, возводили баррикады и заграждения, готовились защищаться. До роковой черты, разделяющей мир и войну оставался один шаг, с размером от Чимишлии до Комрата. 

Воспламенялась ситуация не по дням, а по часам. В ночь на 26 октября к нам по просьбе гагаузской стороны вошли десантники Болградской  мехчасти. Затем приехали добровольческие рабочие отряды из Тирасполя, Рыбницы и Бендер. А замкнули цепь войска МВД СССР. Кровопролития избежать удалось. 

Федор Ангели написал в тот период свое знаменитое «Обращение представителей гагаузской интеллигенции к жителям Молдовы». Его подписали 12 человек. Старшему поколению, молодежи, матерям, национальным диаспорам, депутатам, людям доброй воли в обращении было предложено найти в себе силы и остановить роковое развитие событий, перейти к практике  компромиссов, политических уступок, диалога, проявить мудрость и справедливо решить накопившиеся противоречия. 

Обращение широко обсуждали в обществе. Мы решили его опубликовать в нашей газете. Я с ним связалась. Он пришел, и в редакции будто подуло свежим ветерком и надежностью. Федор Афанасьевич оказался эрудированным интеллигентом, обаятельным собеседником и «крепким орешком». За час своего визита успел рассказать нам новости на целую пятилетку. 

Мы в тот октябрь трудно выходили в печать. Типография находилась на молдавской стороне. А у нас не было даже своей бумаги. Ангели в шутку предложил использовать упаковку и невольно подсказал выход. Запустили мы тогда старые свои типографские линотипы, набрали в торговой сети розовых бумажных рулонов для подарков и по буковкам собирали нужные тексты. Он говорил мне, что долго хранил тот номер «сувенирной» газеты. 

Федор Афанасьевич часто публиковал у нас статьи, мы с ним говорили подолгу о литературе, я была заядлой книгоманкой в те годы. А он активно их писал. 

«В процессе работы над книгами, меня всегда одолевает мысль: действительно ли мне нужно было вспахивать это огромное поле “сухой почвы”», – сказал он однажды. С усердием отличницы, я уверяла писателя, «что не пропадет весь скорбный труд»…

Книги он нам свои дарил с большими поучительными надписями, мы на его презентации ходили, репортажи писали. Такая вот деловая сложилась атмосфера отношений. 

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПРОМИСС

Когда я стала председателем Народного Собрания Гагаузии (НСГ), задала ему в лоб, «обидный» вопрос: «Почему уступили Гагаузскую Республику?»

Он входил в рабочую комиссию по разработке законопроекта о Гагауз Ери, и мне было интересно услышать компетентное мнение. Обидным мой вопрос назвал он, я же считала его справедливым. Тогда я открыла для себя и новую черту в его характере. Этот твердый, решительный, острый на язык человек был раним, но умело это скрывал.

«Почему?» – нервно переспросил он и устроил мне исторический ликбез, четко разложив свой ответ целесообразности по полочкам.

«Творить историю и писать историю – не одно и тоже. Это надо понимать. Не все понимали и давали втягивать себя в интриги, а порой и в открытую борьбу друг с другом, не отдавая отчёта о том, что дирижерами были чуждые гагаузам политические силы. Нельзя было упускать момент: в чем-то уступили мы, в чем-то уступили нам. Имея в опыте знания о том, что в стране есть еще силы против гагаузов, и они готовы были двинуться на нас войной, нужно было срочно законодательно себя обезопасить… Мы это сделали, путем различных компромиссов и с целью мирным путем решить национальную проблему.» – сказал тогда он.

В этом весь Ангели. Гибок, умён, скрупулезен, методичен, основателен. И за мирный путь!

КАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ ОН БЫЛ?

Федора Афанасьевича уважали при жизни и очень скорбели в дни скоропостижного ухода. Много было написано правильных слов в его адрес. Мне запомнились три выступления. Людей, которых я знаю и высоко ценю.

Экс-президент Турции Сулейман Демирель назвал Федора Ангели человеком, который не только владеет умом и пером, не только политик и писатель, но человек и друг, который умеет сдержать своё слово и обещание.

Президент Академии Наук Молдовы, академик Георге Дука высказал мысль о связующим звене между культурой и литературой гагаузов и молдаван в лице Федора Ангели.

Известный писатель, поэт и публицист Борис Мариан признался, что  «считал Ангели вечным, настолько он был всегда полон новых планов, при том, уже занятый по горло осуществлением прежних задумок. Поражала его сумасшедшая работоспособность, широта взглядов и талантов. Трудно оценить то, что сделал этот человек для родной ему Гагаузии». Борис Мариан назвал своего друга Федора Ангели – «гагаузский и молдавский Ломоносов».

БЫЛОЕ И ДУМЫ: НЕМНОГО О РУМЫНСКОМ ЯЗЫКЕ

Было много проблем в его активном мире. Например, не хватало средств на книги. Федор Афанасьевич справедливо писал, что «в бюджете страны надо предусмотреть целевые финансовые ресурсы на издание учебных пособий, словарей, на переводы. Тогда не придется авторам ходить с протянутой рукой, ища средства, что автор этих строк испытал на себе».

Тираж его переводов Еминеску более года лежал на складе типографии: власть не могла найти 50 тысяч лей… Не мог он долго оплатить и издание румыно – гагаузского словаря, потратил на него больше собственных, чем государственных средств.

Федор Ангели считал, что изучение государственного языка в гагаузском регионе должно быть в приоритете. Только  в этом случае мы сможем интегрироваться во все молдавские структуры. 

Как называть язык – считал правом самого народа, а вот к учебникам, к программе преподавания в немолдавской среде имел претензии, досадовал, что педагоги в погоне за грамматикой, не учат разговорному языку.

Перед написанием двух своих работ «Învăţăm limbă română» и «Chid de conversaţie român-gagauz» Федор Ангели в течение полугода изучал учебники румынского для русских школ и доказал, что все они, кроме одного, настолько не  учат разговорному языку, что и через двадцать лет никто у нас на нем не заговорит.

Начать предлагал с разработки долгосрочной национальной программы изучения государственного языка, и переподготовки педагогов из регионов компактного проживания гагаузов, болгар, украинцев, русских как в республике, так и за рубежом. Для этих целей просил вновь открыть необдуманно закрытый в кишиневском педуниверситете факультет подготовки преподавателей государственного языка. Сам Ангели великолепно владел многими языками, в том числе государственным.

ГОРДЫЕ, НО ДОВЕРЧИВЫЕ

Федор Ангели любил свой народ, служил его интересам и честно, как всегда, обо всём, писал и о сородичах.

«Гагаузы – гордый, трудолюбивый, но слишком доверчивый народ. Никогда не сгибался перед трудностями. По натуре – честный, на добро отвечает добром. Верит в истину и справедливость, а вера в себя самого укрепляют его дух. Для гагаузского народа справедливость – высшая человеческая ценность. Несправедливость и ложь его страшно унижают. Этот народ подкупить нельзя, но на выборах политикам нередко удается его обмануть. Для многих гагаузов характерна зависть. Чужая жатва им кажется обильней. Я люблю свой народ таким, какой он есть. Быть гагаузом для меня – самое большое счастье!»

НЕ ОСУЩЕСТВИЛИ…

Сожалею об его незавершенных трудах и начатых проектах, о неосуществленных задумках, наших общих, в том числе. Когда меня избрали спикером гагаузского парламента, его заинтересовала тема «Женщина в политике». Мы задумали вместе написать и издать об этом аналитическую монографию. 

Он до конца не верил, что в патриархальном гагаузском обществе это случится, что во главе политических структур станет дама. А дамы у нас уже не первый раз во главе. Что бы сейчас сказал дипломат Ангели? Уверена, что изучил бы этот феномен с присущей ему пылкостью и высказался бы горячо и объективно.

Федор Ангели – истинный интеллигент, выдающийся деятель культуры, незаурядная личность. Я прочла все его труды об истории гагаузов и прониклась  уважением к автору. Он – клад открытий и смелый новатор. А его литературные произведения, действительно, прокладывают мост дружелюбия и взаимного уважения между людьми.

Анна ХАРЛАМЕНКО

Больше новостей

Феномен Джорджеску в TikTok: Румыния просит Европейскую комиссию расследовать деятельность сети в предвыборном контексте

Румынский национальный совет по телерадиовещанию (CNA) обратился к Европейской комиссии с просьбой инициировать официальное расследование в отношении социальной сети TikTok на предмет демократических рисков, связанных

Read more >

(ФОТО) Молдавские миротворцы заняли первое место на соревнованиях в США

 Военнослужащие 22-го миротворческого батальона Национальной армии Молдовы заняли первое место на соревнованиях Best Warrior Competition, организованных Национальной гвардией Северной Каролины, США. Об этом 26 ноября

Read more >