Огонь раздора. Как Пасха и церковь в Молдове стали инструментами политиков

В преддверии Пасхи молдавские политики уже по традиции демонстрируют народу в видеороликах и на фото, как они пекут куличи и красят яйца. В православной Молдове тем временем продолжается церковный раскол, и в этом году в страну доставят два Благодатных огня, и без политики тут не обошлось. NM рассказывает, как политики используют Пасху и церковь в своих политических целях.

Игры с огнем

В этом году в Молдову привезут два Благодатных огня: один доставит Молдавская митрополия, второй — Бессарабская митрополия. Молдавская митрополия, она же Молдавская православная церковь (МПЦ), входит в юрисдикцию Русской православной церкви (РПЦ), а Бессарабская митрополия — в юрисдикцию Румынской православной церкви. Две митрополии в Молдове уживались плохо, а после российского вторжения в Украину ситуация усугубилась. Дело в том, что РПЦ во главе с патриархом Кириллом поддерживает действия российских властей в Украине. Несмотря на то, что Молдавская митрополия обладает автономией в составе РПЦ, митрополит Владимир после начала войны в Украине продолжил ездить в Москву и встречаться с патриархом Кириллом. За это его критикуют в Молдове, а некоторые священнослужители Молдавской митрополии стали переходить в Бессарабскую митрополию. МПЦ обвинила этих священнослужителей в продажности (Бессарабскую митрополию частично финансирует правительство Румынии) и лишила их сана. О ситуации вокруг православных церквей в Молдове NM писал тут, тут и тут.

По словам эксперта WatchDog социолога Татьяны Кожокарь, ситуация с разделением православной церкви Молдовы демонстрирует две важные вещи: «С одной стороны, глубокое социальное разделение, в котором мы находимся после обретения независимости, колеблясь между Востоком и Западом. С другой стороны, кризис идентичности нашего народа. Мы не знаем, кто мы такие и куда хотим двигаться. Таким образом, и Церковь становится пленником этих политических и социальных колебаний между Востоком и Западом».

При этом, подчеркнула эксперт, «религиозный конкурс» делает общество более здоровым, так как нет монополии идеи: «Мы как народ имеем право на собственный институт, не подчиненный никакому другому государству. Если это пока невозможно, то у нас хотя бы есть выбор, и эти два религиозных института уравновешивают друг друга, находясь теперь в равных условиях».

Отметим, в составе группы паломников Молдавской митрополии, отправившихся в Иерусалим за Благодатным огнем, есть и представитель околошоровской партии «Возрождение» Юрий Витнянский. NM попытался узнать в Молдавской митрополии, причастен ли Шор к финансированию доставки Благодатного огня в Молдову. «Первый раз об этом слышу. Не может быть такого», — сказал NM викарий Кишиневской епархии, епископ Иоанн Сорокский.

fb/Юрий Витнянский

А как было раньше

Доставка Благодатного огня в Молдову всегда была политически окрашена. Долгое время доставку огня финансировал председатель Либерал-демократической партии Молдовы (ЛДПМ), бывший премьер-министр Влад Филат.

moldpres

В 2014 году лидер «Нашей партии» Ренато Усатый тоже заявил о своей готовности профинансировать доставку в Молдову Благодатного огня.

В 2015 году Влада Филата задержали по делу о краже миллиарда, а в 2016 году кишиневский суд признал его виновным. После 2016 года митрополия доставляла огонь на свои средства.

В 2022 году Илан Шор заявил, что причастен к доставке Благодатного огня. По его словам, он заказал чартерный рейс, который доставил огонь из Иерусалима в Кишинев. Причем сделал это по «просьбе бывшего президента Молдовы Владимира Воронина». Но в Молдавской митрополии тогда утверждали, что огонь в Кишинев доставили украинские паломники. «Мы не ассоциируем себя с представителями политических партий, которые присваивают заслуги доставки в страну Благодатного огня. Мы заявляем, что Благодатный огонь, который раздал верующим митрополит Владимир, привезла группа украинских паломников, которые повезли также огонь в свою страну», —сообщили в пресс-службе митрополии.

В 2023 году Благодатный огонь в Молдову доставил епископ Иоанн Сорокский, викарий Кишиневской епархии. При этом в митрополии подчеркнули, что не обращались ни к каким спонсорам.

____________
Справка: Благодатный огонь — огонь, выносимый из Гроба господня во время богослужения в Великую Субботу, предшествующую православной Пасхе. Благодатный огонь — один из атрибутов праздника. Его ежегодно доставляют в Молдову из Иерусалима и раздают верующим вечером в Великую Субботу.

____________

Политики играют не только с огнем

В Молдове, согласно переписи населения 2014 года, более 96% населения исповедует православие. Пасха становится одним из главных праздников в году и, конечно, политики не могут ее обойти своим вниманием. И если финансирование доставки Благодатного огня — достаточно дорогостоящая PR-акция, то запись поздравительного «пасхального видеоролика» — доступный и весьма распространенный инструмент политиков. Кроме этого, политики используют другие возможности «поиграть» на пасхальной теме. Лидер социалистов Игорь Додон, например, демонстрирует, как печет праздничные куличи. Додон вообще уделяет много внимания церковной тематике: рассказывает в соцсетях о посещении храмов или поездке на священную гору Афон в Греции.

Бывший башкан Гагаузии Ирина Влах, которая после завершения мандата пытается выйти как политик на национальный уровень, опубликовала в преддверии Пасхи ролик, в котором рассказывает о традиционном в ее семье способе окраски яиц.
Власть тоже не упускает возможности продемонстрировать причастность к любимому народом празднику. Так, парламент организовал «творческое ателье для детей» с пасхальной тематикой. А спикер парламента, лидер партии власти PAS Игорь Гросу разместил в соцсетях фото, на котором красит пасхальные яйца.

Доктор политических наук Анжела Колацки отметила, что политики используют церковную тематику, чтобы достучаться до избирателя на эмоциональном уровне, так как «религия — это не разум, а эмоция». «Сколько будет существовать человечество, столько это и будет продолжаться. Я редко говорю что-то хорошее о советской власти, но она по крайне мере была честна. Объявила атеизм и не заигрывала с церковью. Все остальные заигрывают», — считает эксперт.

И в этом, по ее мнению, нет ничего из ряда вон выходящего, пока сохраняется хоть немного скромности. «Манипулирование начинается, когда нарочито выставляют „свои яйца“, и когда появляется цинизм. Посмотрите, какой „шабаш с шашлыками“ представители околошоровских партий устроили в страстную неделю (речь о праздновании 1 мая). А потом можно и за Благодатным огнем съездить. И, конечно, это цинизм, когда вещи перестают называть своими именами. РПЦ открыто поддерживает войну в Украине, таким образом, у них мало общего с христианской верой», — считает Колацки.

Церковь, добавила она, — это сильный социальный институт, и несмотря на то, что Молдова — светское государство, церковь у нас обладает сильным социальным влиянием.

Татьяна Кожокарь, в свою очередь, заметила, что сейчас Молдавская митрополия не так сильно замешана в политике. По ее словам, это связано с тем, что «политические деятели, удобные Кремлю, уже не находятся у власти в Молдове. «Несмотря на все попытки митрополита Владимира держаться на расстоянии от РПЦ и от деятелей, продвигающих интересы России в Молдове, невозможно не быть вовлеченным в политические игры, когда ты как религиозный институт подчинен иностранному Патриархату», — полагает Кожокарь.

С другой стороны, отметила она, Бессарабская митрополия долгое время «носила ярлык митрополии, продвигающей идею объединения с Румынией». «Сейчас мы видим, что Бессарабскую митрополию пытаются ассоциировать с правящей партией PAS. Но сейчас нет явных признаков того, что эта митрополия активно поддерживает политику PAS, или что PAS хочет быть связанной с этой митрополией», — считает эксперт.

А как с этим в других странах

Скоро Молдова может начать переговоры о вступлении в ЕС. В связи с этим Татьяна Кожокарь обратила внимание на некоторые стереотипы, сопряженные с евроинтеграцией: например, стереотип о потере традиционных ценностей. «У нас есть пример Румынии: страна— член ЕС и при этом остается православной. Еще одна православная страна ЕС — Болгария. В Румынии даже проводили референдум по семейным вопросам. Так что в европейских странах люди свободно выражают свои взгляды, в том числе свои ценности как народа», — сказала эксперт.

Она также отметила, что в странах Евросоюза государство и церковь— это два отдельных института. «Церковь не может себе позволить, например, открыто поддерживать какого-то политического кандидата, а государство не может подключать церковь к играм власти. Очевидно, что есть сотрудничество, очевидно, что государство иногда поддерживает церковь финансово и т.д., но нет подчинения церкви государству, как это происходит сейчас в России, где Русская православная церковь открыто поддерживает Кремль в войне России в Украине и объявляет эту войну „священной“», — заключила Кожокарь.

Больше новостей

Всемирный банк: Молдове необходим переход к новой модели экономического роста

Республика Молдова добилась значительного прогресса, превратившись из экономики с низкими доходами в экономику с доходами выше среднего. Однако страна по-прежнему сталкивается с рядом вызовов: снижение

Read more >