Министерство энергетики не указало в своих отчетах газопровод высокого давления «Токуз-Кэйнарь-Мерень», являющийся государственной собственностью стоимостью 175,7 млн леев, несмотря на то, что в соответствии с Постановлением Правительства № 117 от 2023 года Минэнерго является правопреемником прав и обязанностей Министерства инфраструктуры и регионального развития в сфере безопасности и энергоэффективности, пишет Noi.md.
Об этом сообщил аудитор Счетной палаты, который представил отчет о деятельности Министерства энергетики за 2023 год. Ответ Виктора Парликова на эту тему вызвал недовольство главы Счетной палаты Татьяны Шевчук. «Я не знаю, какова ситуация, но она странная», – сказала она.
По словам аудитора, руководство министерства утверждает, что Министерства энергетики отвечает за разработку политик в области природного газа и не может иметь контроль над газотранспортной инфраструктурой, а в случае признания этого актива эти политики могут интерпретироваться в пользу операторов магистральных систем и владельцев магистральных трубопроводов.
Так, по данным министерства, согласно некоторым нормативным актам, трубопровод «Токуз-Кэйнарь-Мерень» обслуживает вновь назначенный оператор системы транспортировки природного газа SRL Vestmoldtransgaz – ответственный за управление всей системой сетей транспортировки природного газа в Республике Молдова, сроком на 5 лет, без оплаты.
«Все объекты государственной собственности согласно закону, в том числе и газопровод, по праву принадлежат Агентству публичной собственности. Некоторые из них не передавались и не управлялись должным образом до создания Минэнерго», – прокомментировал министр Виктор Парликов.
«Мы услышали позицию министерства и понимаем, что оно создано в марте 2023 года, оно переняло от Министерства инфраструктуры и регионального развития сферу безопасности и энергоэффективности, но не будем забывать, что оно является правопреемником прав и обязанностей, связанных с этой сферой. Но вопрос был понятен, почему министерство не отразило это в бухгалтерских отчетах. Министр отметил, что соответствующее имущество принадлежит Агентству публичной собственности, и оно отражено в реестре Агентства. Проблема в том, что актив нужно было указать в бухгалтерских документах министерства, на соответствующем счете. Более того, в Законе об учете и разгосударствлении публичного имущества прямо указано, что центральные органы публичной власти обязаны вести бухгалтерский учет государственного имущества и, очевидно, контроль за использованием этого имущества. Пожалуйста, имейте в виду, что у вас есть и обязанности», – заявила председатель Счетной палаты Татьяна Шевчук.
«Как можно разрешить ситуацию, сложившуюся с управлением газопроводом высокого давления “Токуз-Кэйнарь-Мерень” стоимостью 175,7 млн леев, и каково видение Агентства публичной собственности?», – спросил вице-председатель Счетной палаты Эдуард Морошан.
«Я еще раз повторяю и найду правовую норму, что все активы, являющиеся общественным достоянием, регистрация владельцев и т.д. – это обязанность Агентства публичной собственности. Что касается “Токуз-Кэйнарь-Мерень”, то здесь есть особенность, связанная с европейским законодательством в сфере энергетики. Мы должны избегать любого вмешательства, контроля или влияния со стороны министерства на одного из операторов, на функционирование рынка и особенно на перевозчиков. Поэтому мы первым делом отказались принять на учет этот газопровод», – ответил Виктор Парликов.
«Агентство публичной собственности направило в Минэнерго запрос о передаче объектов государственной собственности по актам приема-передачи, и мы получили ответ, что министерство не владеет активами, которые необходимо передать. Соответственно, менеджер Moldelectrica не отправил и не отреагировал на запрос. Что касается газопровода “Токуз-Кэйнарь-Мерень”, Агентство публичной собственности не управляет газопроводами, ими должна управлять специализированная компания или другое учреждение, а не Агентство публичной собственности. Мы всегда открыты для обсуждений, посмотреть, в чем проблема, при необходимости можем предложить методическую поддержку, учитывая, что это новое министерство», – отметил представитель Агентства публичной собственности Виктор Кочуг.
«Moldelectrica, Минэнерго, я не знаю, какова ситуация, но она странная, учитывая, что эти активы находились на балансе министерства, которое было правопреемником прав и обязанностей Министерства инфраструктуры и регионального развития в сфере безопасности и энергоэффективности», – подчеркнула Татьяна Шевчук.
На этой неделе Счетная палата представила аудит финансовой отчетности Минэнерго за 2023 год. Специалисты, проводившие проверку, обнаружили ряд несоответствий, но также уточнили, что из финансовых ресурсов в размере 67,8 млн леев в прошлом году было капитализировано всего 47 миллионов леев, основная причина – нехватка персонала.