19 июля 2024 года исполнился год, как Евгения Гуцул официально вступила в должность башкана Гагаузии. Каждое утро, как только я открываю новостные сайты или социальные сети, передо мной предстает картина, будто я читаю очередную главу бесконечного романа о «великой правительнице». Фотографии с торжественных мероприятий, бесконечные интервью и «эксклюзивные» репортажи о встречах с народом, митинги, протесты. В этом потоке информации порой трудно уловить, где заканчивается реальность и начинается сказка.
Но давайте будем честными: сколько бы ни старались пиарщики от Шора изобразить Евгению Гуцул в лучшем свете, вопросов к ней много. Каковы реальные достижения ее правления? Где конкретные результаты обещанных реформ? Конечно, мы все видим красочные митинги и фестивали, участки дорог. Но это ли главное, что нужно нашему региону?
Gagauzland – «место» встречи изменить нельзя
Местом для отчета была выбрана площадка строящегося парка развлечений, видимо организаторы решили, что отчет главы Гагаузии — это тоже развлечение. Не хватало только Киркорова и Баскова с гимном Гагузии на русском языке. Но в этот «ответственный» для Гуцул момент право спеть гимн дали местным исполнителям. Видимо Шор подумал, что все же для Гуцул это «первый» отчет в качестве главы Гагаузии, поэтому он должен «запомниться» гагаузам.
Конечно, Гуцул в окружении членов Исполкома Гагаузии на сцене, оформленной в красных цветах, торжественно зачитала из шпаргалки, что все обещания выполнены. Это потом она не могла произнести словосочетание «туристический потенциал».
Так что обещали Гуцул и ШОР?
Депутат Народного собрания Гагаузии (НСГ) Александр Тарнавский проанализировал Программу деятельности Исполкома, а точнее насколько она реализована. Он назвал этот год «трагичным для развития автономии». Итак, что обещала команда осужденного в Молдове беглого олигарха Илана Шора в Гагаузии во главе с Евгенией Гуцул…
Экономическая деятельность
Исполком взял на себя обязательство создать 7 тыс. рабочих мест (или 1750 за год). Однако, как отметил Александр Тарнавский, официальные данные о выполнении этого обязательства отсутствуют. Также Шор и Гуцул обещали привлечь 500 млн евро в Гагаузию (125 млн за год), но и этого сделано не было.
Туристическая инфраструктура
Власти обязаны были создать публичное учреждение по развитию туристической дестинации Гагаузии, но оно так и не было создано. Также обещали создать постоянно действующий выставочный центр, но и его до сих пор нет.
Финансово-бюджетная политика
Исполком должен был увеличить налоговые поступления в бюджет Гагаузии, повысить эффективность публичных расходов и увеличить объемы финансирования капитальных инвестиций, мер экономического характера и инфраструктурных проектов. На деле же налоговые поступления в центральный бюджет автономии резко снизились, а объем финансирования капитальных инвестиций уменьшился, отметил депутат.
Агропромышленный комплекс (АПК)
Исполнительная власть должна была простимулировать инвестиции в посадку и восстановление лесов и лесных полос, а также в создание водных ландшафтов — это также не было сделано за год башканства Гуцул. Фонд субсидирования сельскохозяйственных производителей должен был быть увеличен до 40 млн леев. Однако обещание не только не выполнено, но и размер фонда на 2024 год остался на уровне предыдущих бюджетных периодов — 5 млн леев.
Строительство и развитие инфраструктуры
Шор и Гуцул обещали парк развлечений «Oguz Land» и «самый современный аэропорт-хаб, который соединит авиалиниями восток и запад». Возведение «Огузлэнда», который в итоге переименовали в «Гагаузлэнд», идет (хотя Шор обещал открыть его к 1 июня 2024 года). А об аэропорте пока и речи нет.
Социальная защита населения
Власти должны были увеличить размер финансовой помощи для уязвимых категорий семей в холодный период до 1050 леев. Однако её, наоборот, уменьшили до 400 леев (не без поддержки сторонников Гуцул и Константинова в НСГ). В то же время Исполком начал выплачивать пенсионерам и бюджетникам по 2 тыс. леев в месяц, однако официальной информации о количестве реальных получателей и объеме предоставленной помощи нет (важно отметить, что источник финансирования этой помощи не известен).
Шор также обещал, что в первый год башканства Гуцул они увеличат единовременные выплаты «материнского капитала» при рождении первого ребенка до 20 тыс. леев. Однако обещание так и осталось на словах. Ничего не сделано в плане развития услуги социальной столовой для малоимущих слоев населения в крупных населенных пунктах и создания общинного дома для лиц с тяжелыми ограничениями возможностей.
Что Гагаузия получила к первой годовщине правления Евгении Гуцул?
Ложь для своих «сторонников»
Теперь давайте сравним программу исполкома Гагаузии с отчетом самой Гуцул, который был полон оптимизма и успехов. Она заявила, что её команда «выполнила многие предвыборные обещания» и подробно описала «множество реализованных проектов» и «налаженных связей».
Вот только несколько «достижений», которые Гуцул выдала за «выполненные обещания»: «встреча с Путиным и должностными лицами РФ», «помощь пенсионерам», «развитие инфраструктуры в Гагаузии», «улучшение имиджа автономии на международном уровне» и многое другое.
Но чего все-таки нет?
- Гуцул не упомянула о создании обещанных 7 тыс. рабочих мест и привлечении 500 млн евро инвестиций, что говорит о значительных разрывах между обещаниями и реальностью.
- Нет упоминаний о создании учреждения по развитию туризма и выставочного центра, что также подчеркивает невыполненные обещания.
- Гуцул говорила о росте поступлений в бюджет, в то время как поступления от подоходного налога уменьшились более чем на 120 миллионов леев.
- Обещания стимулирования инвестиций в леса и водные ландшафты не были выполнены.
- В отчете Гуцул говорилось о ежемесячных выплатах пенсионерам и бюджетникам, но без точной информации о количестве получателей и источнике финансирования.
- Гуцул упомянула строительство дорог и тротуаров, но не озвучила обещанные крупные проекты, такие как аэропорт-хаб и парк развлечений, строительство которого затянулось и его законность под большим вопросом.
- Спорт и физкультура: никаких упоминаний о выполнении обещаний в сфере спорта.
- Гагаузия находиться в полной изоляции.
Что в остатке после «грандиозного» отчета Гуцул?
Один год Евгении Гуцул на посту башкана Гагаузии можно назвать периодом грандиозных планов и обещаний, которые остались на бумаге. Складывается впечатление, что правление Гуцул было больше похоже на театральное представление, где каждая сцена была тщательно подготовлена и сыграна. Масштабные проекты, такие как аэропорт и парк развлечений, были превознесены до небес, но на практике всё это осталось лишь обещаниями. «Края Мечты» из Гагаузии не случилось.
Зато Евгения Гуцул заработала уголовное дело по обвинению в незаконном финансировании партии «Шор». Если суд признает ее виновной, Гуцул грозит огромный штраф и даже тюрьма. Это добавляет еще один слой к ее правлению, создавая образ, в котором Гагаузия оказалась не только в международной изоляции, но и во внутренней нестабильности.
Если бы в мире обещаний была бы премия, Гуцул и её команда наверняка бы её получили. В действительности же, их деятельность можно сравнить с театром абсурда: много громких слов, но реальных действий практически нет. В правовой изоляции Гагаузия действительно оказалась, но не только из-за внешних сил, а и благодаря непродуманным и невыполненным обещаниям руководства, и действиями, направленными на подрыв стабильности и политической конфронтации в стране.
В отчете Гуцул было больше показухи, чем реальной работы. Мечты о «Гагаузии – крае мечты» останутся мечтами ещё надолго.
Год правления Евгении Гуцул можно смело назвать эпохой грандиозных иллюзий и недостигнутых целей. Ведь не каждый день можно наблюдать такую мастерскую игру в стиле «много шума из ничего».