33 года назад Молдова и страны Балтии пошли разными путями. Почему так случилось, и к чему мы пришли?

В честь дня независимости в Молдову с трехдневным визитом прибыли президенты трех балтийский стран: Эстонии — Алар Карис, Латвии — Эдгарс Ринкевичс и Литвы — Гитанас Науседа. Сегодня они выступят на праздничных мероприятиях и совместно поддержат путь Молдовы в ЕС. NM вместе с экспертами попытался разобраться, как и почему после распада СССР Молдова и страны Балтии пошли разными дорогами, к чему мы пришли, чему Молдова может поучиться у балтийских стран сегодня, а что из их опыта нам не подходит и почему.

Место встречи

Прибытие лидеров стран Балтии в Кишинев символично. 27 августа 2024 года исполняется 33 года независимости Молдовы. Все эти годы Молдова с разной скоростью движется в ЕС. Литва, Латвия и Эстония — пока единственные постсоветские страны, кому удалось пройти этот путь до конца — стать членами ЕС.

Балтийские страны смогли проделать путь от выхода из СССР до вступления в ЕС за 14 лет (13 лет в случае Эстонии, которая позже Литвы и Латвии объявила независимость). А путь от подачи заявления на членство в ЕС до вступления эти страны прошли за 9 лет. В 2004 году страны Балтии стали членами ЕС, и в этом году жители стран Балтии отпраздновали 20-летие в Евросоюзе.

2000.ua

Молдова подала заявку на членство в ЕС в марте 2022 года, после вторжения России в Украину. 17 июня того же года Молдова получила статус кандидата в ЕС. А в декабре 2023 года начала переговоры о вступлении, которые рассчитывает завершить к 2028 году, чтобы к 2030 стать членом ЕС.

Как им удалось?

Эксперты называют несколько причин европейского успеха стран Балтии. Так, эксперт WatchDog Андрей Курэрару отметил, что в первую очередь стоит учитывать, что у стран Балтии уже был опыт независимости. Это позволило им быстрее адаптироваться к новому статусу стран и начать сразу же евроинтеграционные процессы. Даже дату выхода из СССР страны Балтии называют не «Днем независимости», а «Днем восстановления независимости».

Вторая причина, по его словам — отсутствие территориальных конфликтов. Разгоревшийся в 1992 году в Молдове приднестровский конфликт надолго затормозил евроинтеграцию страны.

Есть и третья причина — отсутствие «геополитического маятника». Бывший посол Молдовы в Эстонии Виктор Гузун отметил, что страны Балтии никогда «не пытались усидеть на двух стульях, ожидая чего-то от Запада и чего-то от России».

фото: delfi

Бывший постпред Молдовы в ООН и Совете Европе Алексей Тулбуре, в свою очередь, подчеркнул, что у стран Балтии не было иллюзий насчет России, и они всегда чувствовали с ее стороны опасность: «В странах Балтии люди воспринимали советский период, как нечто ненормальное, как оккупацию. И когда стало возможным, они освободились от этого, как от оккупации. У них не было вариантов, как дальше быть: СНГ или Союзное государство. Люди сразу объявили, что они независимы и что они — часть Европы. С первой минуты независимости начался процесс евроинтеграции».

А что с меньшинствами?

На этапе обретения независимости страны Балтии и Молдова пошли разными путями не только в отношении евроинтеграции, но и в преодолении советского наследия. В трех балтийских странах приняли достаточно жесткое языковое законодательство. Кроме того, в Эстонии и Латвии, в отличие от Молдовы, не все жители автоматически получили гражданство. Не знающим госязыка (эстонского и латышского, в зависимости от страны), гражданство не давали. Им присваивали статус неграждан. Люди с таким статусом обладали многими правами граждан, но они не могли, например, участвовать в национальных выборах или занимать определенные посты. Люди с таким статусом до сих пор есть в странах Балтии, но ежегодно их число сокращается.

С одной стороны, это помогло в укреплении национальной государственности, с другой вызывало критику. «Языковое законодательство Эстонии и Латвии с начала 1990-х и до наших дней неоднократно критиковали за несоответствие международным стандартам в области прав меньшинств. Однако это не стало значимым фактором на пути европейской интеграции этих стран», — отметил в беседе с NM эксперт в области прав человека и конституционного права Вячеслав Балан.

Maia Sandu/Facebook

При этом он уверен, что жесткое языковое законодательство не подходит для Молдовы, так как оно может привести к нагнетанию напряженности и «усилению антагонизма между Кишиневом и „этноязыковыми“ регионами [Гагаузией, Тараклией и Приднестровьем]», что может стать препятствием на пути евроинтеграции.  Эксперт считает, что в современной Европе таким странам как Молдова следует строить общенациональную идентичность на основе таких ценностей, как мир и консенсусная демократия, права человека и права меньшинств, развитие и самореализация личности, социальная справедливость и солидарность.

Впрочем, как отмечает экс-посол Молдовы в Эстонии Виктор Гузун, когда начиналось движение балтийских стран в Евросоюз, «о языке говорили меньше, больше говорили о тех возможностях, которые получат граждане после вступление в ЕС».

А мы так можем?

Что касается опыта, который Молдова могла бы позаимствовать у стран Балтии, то, по словам Тулбуре, первым уроком должна стать трезвость оценки ситуации вокруг страны. «Они [страны Балтии] никогда не рассматривали Россию как источник стабильности и каких-то благ, а всегда — как источник угроз. Они понимали: чем дальше они уйдут от России институционально и политически, тем лучше. Это главный урок, который сейчас мы пытаемся усвоить», — считает эксперт.

Россия, отметил эксперт, воспринимает Молдову как низшую страну, не способную самостоятельно решать свою судьбу: «Нацистская Германия считала славян унтерменшами — недочеловеками, людьми низшего сорта. Они не подлежали физическому истреблению и были пригодны для рабства, для услужения. Они не были равными арийцам. Такое же отношение Москвы к нам: наш суверенитет не полный, мы не имеем права решать, куда интегрироваться, с кем дружить, Москва за нас это будет решать. И есть часть людей в Молдове, которая считает, что это нормально. В Балтии было значительно меньше таких людей, они есть и сегодня, но их гораздо меньше», — сказал Тулбуре.

Второй урок, по словам эксперта — это самостоятельность и ответственность: в странах Балтии люди сразу были готовы брать ответственность за свою страну, а не ждали решений «из России, Европы или соседних стран». Тулбуре также отметил, что страны Балтии никогда не ставили под сомнение свою государственность: «Экстремизм — и пророссийский и проунионистский — одинаково несут ответственность за то, что происходит сейчас в Молдове. Либо мы строим свое современное и европейское государство, и это государство Молдова. Либо мы продолжаем барахтаться в идеологической невменяемости».

Виктор Гузун считает, что Молдове необходимо поучиться у стран Балтии коммуникации власти с обществом: «Там велась большая информационная кампания. Граждане знали о тех выгодах, которые получат от вступления в ЕС».

Также экс-посол в Эстонии отметил, что Молдове надо учиться сплочению. «В балтийских странах был широкий консенсус в обществе: евроинтеграцию хотели не только политические элиты, но и население этих стран, Мы должны сплотиться и идти вместе. Евроинтеграция — это не проект правительства, а наша общая цель», — подчеркнул эксперт.

Andrei Mardari/NewsMaker

Вячеслав Балан считает, что Молдове следует поучиться у балтийских стран построению сильных неперсоналистских институтов власти, построению межпартийных коалиций, реальному отделению церкви от государства, построению современного светского общества, общественному признанию и принятию всех групп людей, включая людей ЛГБТ, и построению высокотехнологичных экономики и общества.

«Жителям Молдовы необходимо осознать одну очень важную вещь — вступление в Евросоюз принесет большую пользу Молдове как стране, только если Молдова вступит туда как современное государство с современной экономикой и с современным общественным устройством (как это сделали страны Балтии). Если Молдова вступит в ЕС с сельской экономикой, с колхозным государственным устройством и с архаичными общественными установками, присущими ей сегодня, евроинтеграция приведет просто к еще более массовому отъезду жителей Молдовы в более развитые части Европы и к окончательному превращению Молдовы в малозначимую периферию континента», — заключил эксперт.

Больше новостей

Владимир Кысса о вопросах по изменениям в Избирательный Кодекс Гагаузии и роли рабочей межпарламентской группы  

На последнем заседании Народного собрания Гагаузии, состоявшемся 19 ноября, одним из ключевых вопросов стало принятие изменений в Избирательный кодекс в первом чтении. Это решение будет

Read more >