Небольшая строительная компания из Тараклии Voinkoff Group в течение четырех лет выигрывает все объявленные мэрией Тараклии тендеры на ремонт дорог. Общая стоимость работ — почти 40 млн леев. Руководитель компании не очень доволен тем, как идут дела, и считает, что в этой отрасли больших денег не заработать. Но если верить финансовым отчетам компании, ежегодно доходы Voinkoff Group растут, а ее чистая прибыль в предыдущие четыре года составляла от 1,2 млн до 3,8 млн леев. Компания не раз срывала сроки и увеличивала стоимость работ по тендерам. Однако этот факт не смущает мэра Тараклии Вячеслава Лупова: он рекомендует эту компанию и другим мэриям. Правда, у такой поддержки может быть и политическая составляющая. Voinkoff Group в прошлом году «засветилась» в отчете Службы информации и безопасности (СИБ): она помогала в 2023 году соратнику Лупова Илану Шору влиять на местные выборы через «электоральный» ремонт дорог, пишет в своем расследовании журналист Петр Гарчу для tuk.md.
Работа «задаром» с миллионной прибылью
Знакомьтесь: Виктор Воинский — предприниматель и патриот своего города, как он себя называет. Компания Voinkoff Group, которую он возглавляет, в последние годы выигрывает все самые крупные тендеры на ремонт дорог, объявленные мэрией Тараклии. За последние несколько лет эта фирма выиграла объявленные мэрией Тараклии тендеры более чем на 30 млн леев.
«Я патриот, сам родом из Тараклии, здесь родился и живу. Видели, что “задаром” работаю. Потому что приходят, там, разные со всей Молдавии и хотят здесь работать», — говорит Воинский.
В этой отрасли, по его словам, много не зарабатывают. Правда финансовые отчеты его компании говорят об обратном: чистая прибыль за 2023 год — 1,2 млн леев, а за 2022 год — 2,3 млн леев.
В 2023 году имя Voinkoff Group появилась в открытых данных благодаря Илану Шору. По данным СИБ Молдовы, компания получила деньги от иностранных граждан для ремонта дорог в Гагаузии перед местными выборами. Сама схема, согласно информации ведомства, была частью незаконного финансирования партии «Шанс» в интересах Илана Шора.
Крепкие отношения с мэрией Тараклии
В 2021 году Voinkoff Group стала победителем тендера на ремонт дороги по улице Матросова. Изначально документы подали семь компаний. Критерием по выбору победителя была самая низкая цена. Из семи фирм меньше всего предложила Constdrum — 2,4 млн леев. Однако победителем она не стала. По решению рабочей группы ее дисквалифицировали по двум причинам: неполная информация и необоснованная цена.
В итоге победу отдали компании Voinkoff Group, которая предложила 2,8 млн леев (без НДС). Однако отремонтировать дорогу на эти деньги не смогли. В конце ноября 2021 года условия контракта изменились — сумма увеличилась на 250 тыс. леев.
В мэрии Тараклии в ответе на запрос, который был направлен через платформу vreauinfo, по этому поводу уточнили, что «после проведения всех земляных работ возникла необходимость в осуществлении дополнительных работ, которые не изменили общего характера договора, а закупающий орган не мог их предвидеть. Именно этими факторами и обусловлено увеличение [стоимости — прим.ред.] договора». Какие именно дополнительные работы возникли — в ответе не уточнили.
Вячеслав Лупов рекомендует Voinkoff Group
На следующий год Voinkoff Group достался более «жирный» тендер на ремонт дороги. Так, 16 марта 2022 года мэрия Тараклии опубликовала анонс о проведении тендера по ремонту дороги по улице Карла Маркса (от Болгарской до Ново-Пазарской). Предварительная смета — 8,3 млн леев за ремонт двух участков длиной 1,1 км и 815 метров. С первого раза победителя не смогли выявить. Лишь одна компания подала документы.
Спустя четыре дня мэрия Тараклии повторно опубликовала анонс на этот тендер. Вторая попытка оказалась более удачной, документы подали четыре компании. Победила Voinkoff Group, предложившая самую низкую цену — 9,8 млн леев (с НДС — 11,1 млн леев). Критерий «самая низкая цена» был главным при выборе победителя.
Однако заложенной изначально суммы не хватило на завершение всех работ. В ноябре 2022 года контракт изменили, увеличив на 200 тыс. леев.
К этому времени ремонт дороги должны были уже завершить. Так, по условиям контракта между сторонами, подписанного 20 мая 2022 года, дорогу по улице Карла Маркса должны были завершить в течение трех месяцев.
«Там меняли канализацию и какой-то столб был электрический, Premier Energy. Его очень долго меняли. Получается, там столб выходил на дорогу и примэрия приняла решение убрать его с дороги, чтобы расширить дорогу. Поэтому немного приостановилось», — прокомментировал срыв сроков работ Виктор Воинский.
Повышение суммы контракта на 200 тыс леев Воинский объяснил «увеличением площади работ».
«Там получается какой-то участок на котором вышло чуть больше площади за счет “ласточек” [съезды с главной дороги на второстепенные – прим. ред.]…», — добавил он.
То, что подрядчик не смог вовремя завершить работы, да еще и пришлось увеличить стоимость на 200 тыс. леев, похоже, не сильно расстроило мэра Тараклии Вячеслава Лупова. В июне 2023 года он подписал рекомендательное письмо для этой компании, где заявил, что доволен качеством работ и сроками выполнения по улице Карла Маркса. Так Лупов помог Voinkoff Group выиграть тендер на ремонт дороги в селе Чишмикиой.
В мэрии Тараклии изменения в условиях договора объяснили тем, что «в ходе исполнения контракта для более качественного ремонта дорожного полотна появились работы, которые не могли быть предвидены закупающим органом».
Обещать — не значит сделать вовремя
Еще один тендер, объявленный мэрией Тараклии, компания Voinkoff Group выиграла летом 2023 года. Она предложила 9,29 млн леев без НДС за ремонт дороги по улице Садовая.
В этом тендере критериев по выбору победителя было три: 80% — самая низкая цена, 5% — срок гарантии качества и 15% — срок выполнения работ.
Voinkoff Group не была компанией, предложившей самую низкую цену. Ее ближайший соперник фирма Dromans-Com предложила 8,8 млн леев. Однако Voinkoff Group указала, что выполнит все за два месяца, в то время как ближайший конкурент обещал выполнить эти же работы за четыре месяца:
Благодаря этой разнице Voinkoff Group и выиграла тендер. Контракт подписали в начале сентября, и до конца осени работы должны были закончить.
Реальность же оказалась другой. В декабре 2023 года мэрия Тараклии продлила срок выполнения работ. Более того, в июне 2024 года сумма контракта была еще и увеличена на 533 тыс. леев:
Воинский срыв сроков работ объяснил непогодой и ремонтными работами, которые на участке проводила третья сторона.
«Дожди, дожди, дожди, и мы встали. Но там еще и меняли канализацию на четырех участках. Поэтому и мы ждали <…> Это были задержки Apă-Canal. Там получается пять участков канализации, которые делал Apă-Canal», — уточнил предприниматель.
Что касается увеличения суммы контракта более чем на 0,5 млн леев, Воинский уточнил, что «не вписались в квадратуру» на участках, где есть перекрестки — там площадь работ стала больше.
К слову, по закону о госзакупках увеличивать сумму контракта разрешено, если возникли дополнительные работы, которые нельзя было предусмотреть заранее. При этом сумма не должна превышать 15% от изначального бюджета тендера.
В мэрии Тараклии пояснили, что задержки ремонта дороги по улице Садовой возникли из-за прокладки водопроводных и канализационных сетей, а также из-за непогоды. На сколько месяцев был продлен контракт — власти Тараклии не ответили.
Удалось выяснить, что Voinkoff Group представляла ложную информацию, связанную с ремонтом улицы Садовая при выигрыше другого тендера. В декларации о выполнении основных работ за последний год тараклийская компания указывала, что сделала ремонт по улице Садовая за четыре месяца. Там же и есть дата подписания акта приема-передачи работ — 14 мая 2024 года.
«У нас не было акта приема-передачи [в мае 2024]. Мы ее не подписывали. Я не знаю откуда у вас такая информация, у вас неправильная информация. Мы когда прошли полностью, тогда сделали акт приема-передачи. После [выделения ] этих 500 тыс. леев <…> Мы в мае закончили работы, но мы документы не подписывали. Дорога стояла в воздухе. Пока не прошли там три месяца <…>То ребята были в отпусках. И после, когда они утвердили эту сумму, мы сделали акт приема-передачи», — заявил Воинский.
После уточнения, что дата подписания акта приема-передачи взята из документа, которую фирма прислала для участия в другом тендере, Воинский поменял изначальную версию: «Все правильно, мы же ее разделили, не мы, а примэрия. Мы одну часть сделали, потом вторую. Потом ждали утверждения дополнительных работ».
Позже он уточнил, что необходимо по документам проверить точные сроки сдачи работ по этой дороге. Правда сообщение с вопросом о точной дате подписания акта приема-передачи Воинский проигнорировал.
Победа в тендере при не самой низкой цене
Еще один тендер на ремонт дороги в Тараклии (ул.Первомайская) компания Voinkoff Group выиграла весной этого года. Всего в конкурсе участвовало шесть компаний. Voinkoff Group предложил цену 8,1 млн леев. Это была не самая низкая цена. Две компании готовы были за меньшую сумму сделать ремонт дороги на улице Первомайской. Однако их дисквалифицировали по неизвестным причинам. Документ о принятии решения отсутствует.
В итоге оказалось, что сумма, предложенная Voinkoff Group была слишком большой. В августе 2024 сумма контракта была снижена на 164 тыс. леев.
Все дороги ведут к Шору
Компания Voinkoff Group принадлежит Виктору Воинскому. В семье он не единственный, кто связан или был связан со строительным бизнесом дорог. Его тесть Николай Бочковар до сентября 2024 года руководил подразделением Drumuri-Cahul по Тараклийскому району. Должность он покинул временно, написав заявление об уходе на неоплачиваемый отпуск. На тот момент он уже был исполняющим обязанности муниципального предприятия Apă-Canal Taraclia. Его кандидатуру предложил мэр Тараклии Вячеслав Лупов.
Бочковара и Лупова связывают и партийные интересы. В 2023 году Бочковар баллотировался в районные советники от партии «Шанс», связанной с Иланом Шором, осужденным на 15 лет в Молдове по делу «о краже миллиарда».
В мэрии работает и родная сестра Николая Бочковара — Валентина Никифорова. Она отвечает за составление смет, в том числе по процедурам госзакупок. Например, перед анонсом госзакупки в мэрии рассчитывают примерную стоимость работ. Эта сумма имеет важное значение при подаче заявки на тендер.
Родственная поддержка
Успешной работе по выигрышу господрядов Voinkoff Group отчасти обязана и компании Drumuri-Cahul. В 2020 году Drumuri-Cahul наняла по субподряду Voinkoff Group.
Из телефонного разговора журналиста с Виктором Воинским:
Сам Бочковар, кроме основной своей работы в Drumuri-Cahul, также связан с Voinkoff Group. В декларации о доходах за 2022 год он указал, что заработал в этой компании 60 тыс. леев. В одной из заявок на тендер в августе 2024 года Voinkoff Group указала документы на имя Николая Бочковара о том, что он имеет специальную лицензию мастера участка. На тот момент Бочковар уже исполнял обязанности директора муниципального предприятия Apă-Canal Taraclia и все еще числился мастером участка в Drumuri-Cahul.
По мнению Бочковара, в том, что он работал в Drumuri-Cahul, а его зять имеет строительный бизнес — никакого конфликта интересов не было.
«Вы можете позвонить в Прокуратуру по борьбе с оргпреступностью и особым делам и спросить у них. Они меня проверяли. Не было никакого конфликта интересов. Если он мой зять, он что, не должен работать у нас в стране?», — прокомментировал Бочковар.
Бочковар не согласился с версией, что его участие вместе с Вячеславом Луповым в одной партии могло помочь зятю Виктору Воинскому стать победителем в тендерах мэрии Тараклии.
«Вы откройте госзакупки и посмотрите какая цена там стоит. Он выиграл по всем пунктам. И моего влияния никакого не было», — добавил Бочковар.
Тот, что его родная сестра работает в мэрии Тараклии специалистом по составлению смет, по мнению Бочковара, никак не могло повлиять на выигрыш тендеров компанией Voinkoff Group.
Voinkoff Group и Drumuri-Cahul были соперниками как минимум в одном гостендере в 2021 году — на ремонт дороги по улице Матросова в Тараклии. В ходе участия в тендере Виктор Воинский отправил и документ, в котором уверял, что ни один из владельцев или акционеров компании не находится в связи, которая может считаться конфликтом интересов.
Мы попытались взять комментарий у Вячеслава Лупова, чтобы понять, почему в тендерах на ремонт дорог на протяжении четырёх лет выигрывала одна и та же компания, однако его телефоны оказались вне зоны доступа. Мы также написали личное сообщение в Facebook, однако ответа так и не последовало.
Что говорит эксперт?
По словам эксперта организации Transparency International – Moldova Марианны Калугин, за исполнение договора отвечает не только подрядчик, но и руководитель органа местного публичного управления.
«В процессе государственных закупок руководить должен обеспечить эффективное использование государственных средств, сведение к минимуму рисков, конкуренцию, равный подход, беспристрастность и недискриминационность в отношении всех оферентов и экономических операторов, а также ответственность в рамках процедур. К сожалению, в этом отношении Тараклия не является образцом для подражания. Согласно сайту о местной прозрачности, город, по данным 2022 года, внушительно отстает по обеспечению прозрачности, в том числе в процессе государственных закупок», — отметила Калугин.
Эксперт добавила, что для экономического агента представление ложной информации — это основание для исключения из присуждения договора о госзакупках.
«Незапятнанная репутация экономического агента является важной составляющей адекватного процесса государственных закупок», — добавила она.
Комментируя ситуацию с выделением дополнительных сумм, Калугин уточнила: «Акт приема работ является окончательным актом в исполнении договора. После него невозможны какие-либо изменения договорных условий».