На последнем заседании муниципального совета Комрата обсуждалось предложение повысить оплату за участие советников в заседаниях с 300 леев до 2500 леев. Дискуссия по этому вопросу длилась более часа и разделила мнения примарии и совета. Как это происходило, рассказываем в этом материале.
ПРИМЕЧАНИЕ: материал дополнен цитатами советников и заместителя примара Степана Кара, так как в первоначальной публикации была допущена не точность в цитировании.
«Это не ради нас, это ради людей»
Выступая по данному вопросу, заместитель примара мун. Комрат Степан Кара предложил: «В связи с увеличением заработных плат, предлагаем увеличить от 300 леев до 600 леев».
Сторонники повышения оплаты за участие в заседаниях до 2500 лей объясняли инициативу необходимостью “помогать людям” и покрыть расходы, связанные с их деятельностью.
Советник Вадим Анастасов заявил: “Я эти деньги трачу на помощь жителям, покупаю продукты питания. Я понимаю, что сумма большая (2500 лей – прим.ред.), но и большая сумма, когда мы премируем по несколько раз в год примарию», — заявил Анастасов.
Другой советник, Степан Михайлов, добавил: “На самом деле, есть затраты. Даже просто выехать, встретиться по просьбе какого-то жителя, выехать на тот объект, осмотреть по его просьбе, мы едем за свои средства, нам топливо не заливается». На что зампримара Комрата Степан Кара спросил, хватит ли советникам 600 лей на топливо, которые предлагаются в качестве повышенной суммы за участие в заседаниях. Но Михайлова эта реплика зампримара не устроила: «Не надо нам 600 лей. Откажитесь от своей зарплаты, от своей машины, от того топлива, что вам выделяется как заместителю примара», — в ответ заявил советник.
Валерий Кысса также настаивал, что увеличение выплаты за участие в заседании якобы повысит эффективность работы советников: “Может со стороны это кажется, и кто-то скажет: ”Вот, они повышают себе” — ни в коем случае! Это будет мотивировать наших советников на какие-то благие намерения. Поэтому, и расходы тоже есть, но мы и так будем помогать. Но чтобы не было так, что мы для себя хотим что-то сделать», сказал Кысса.
В своей реплике, в ответ выступившим советникам, зампримара Комрата Степан Кара отметил, что в создании фонда каждому советнику нет необходимости: «Сегодня бюджет примари это ваш фонд. Сегодня есть резервный фонд примарии, куда вы пишете как советники заявления с просьбой о помощи тем или иным гражданам, и всем этим гражданам помогаем, выделяются финансовые средства с этих денег. Кроме этого, вы голосуете, на какие дороги выделить деньги, какие дороги отремонтировать, какие тротуары отремонтировать», сказал он.
Степан Кара отметил, что ранее также был советником, и напомнил коллегам, для чего они избирались в совет: «каждый из советников когда избирался, он знал куда избирается, он не пришел зарабатывать. Я тоже работал два срока советником с вами со многими здесь, и мне хватили деньги и на топливо, и на всё. Я не был на зарплате, на своей машине ездил, своё топливо заливал и хватало. Раньше нам платили вообще 50 лей за заседание, сейчас вам 300 платят, будет 600 лей платить за заседание. Но 2500 лей это большая нагрузка на бюджет».
«2500 леев за заседание — это абсурд»
Обсуждение на высоких тонах и спорты также указывали на процедурные нарушения. Советник Татьяна Дулогло выразила недовольство отсутствием прозрачности.
“Этот вопрос даже не обсуждался на бюджетной комиссии. Как мы можем принимать такие решения, если нет чёткого протокола и обоснования?” , — возразила она.
После долгих споров, чтобы «не нарушать процедуру», советники решили уйти на перерыв и провести заседание бюджетной и юридической комиссии, для того чтобы одобрить себе оплату в размере 2500 леев за заседание. После перерыва, городские избранники приступили к голосованию.
Однако не все согласились с необходимостью повышения. Заместитель примара, Степан Кара возразил: “Сегодня 2500 леев за заседание — это огромная сумма, особенно для нашего бюджета. В Кишинёве, где бюджет исчисляется миллиардами леев, советники получают меньше. А у нас 1,2 миллиона леев уйдут на оплату заседаний. Эти деньги могли бы пойти на ремонт дорог или тротуаров.”
Несмотря на критику, большинством голосов — 18-ю из 19 присутствующих — было принято решение повысить оплату до 2500 леев. Не голосовала “за” Татьяна Дудогло: “Я не могу голосовать за решение, которое ставит под угрозу другие важные проекты города,” — пояснила она.
Сколько обойдётся Комрату «забота» советников о себе?
Согласно Закону о местном публичном управлении, в Совет муниципия Комрат избирается 27 советников. В год они проводят в среднем от 15 до 20 заседаний. Если каждому из них будет оплачиваться по 2500 леев за каждое заседание, то общие расходы составят:
При 15 заседаниях:
27 советников × 15 заседаний × 2500 леев = 1,012,500 леев в год.
При 20 заседаниях:
27 советников × 20 заседаний × 2500 леев = 1,350,000 леев в год.
Таким образом, бюджет на оплату работы советников муниципального совета Комрата может составить от 1,012,500 леев до 1,350,000 леев ежегодно.
Для сравнения, депутаты Народного Собрания Гагаузии, не работающие в аппарате, получают лишь 150 леев за участие в одном заседании, что значительно меньше. Это поднимает вопросы о распределении и использовании бюджетных средств в контексте работы органов публичного управления. Станет ли это решение мотивирующим фактором или окажется очередной затратой для бюджета, покажет время.