Кризис, в котором находится Железная дорога Молдовы, оставляет ее сотрудников без зарплаты уже полгода, однако депутат Раду Мариан не согласен с мнением, что долги могут быть погашены за счет государственного бюджета.
В эфире программы «Rezoomat» депутат PAS и председатель парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам Раду Мариан ответил, не будет ли правильным решением выплатить задолженности сотрудникам ЖДМ сейчас, из государственного бюджета, и только потом планировать долгосрочные реформы, которые выведут предприятие из затяжного кризиса.
«Очень легко сказать и сложно сделать. Речь идет о компании (а не госучреждении – прим. ред.). Намного сложнее выделить деньги на выплату зарплат для компании, потому что потом начнут обращаться и другие компании страны, которые имеют проблемы с выплатой зарплат», — ответил депутат, пишет Noi.md.
По его мнению, закон не позволяет сделать исключение для такой ситуации, даже учитывая стратегическое значение компании. Таким образом, оказав помощь ЖДМ, государство создало бы прецедент даже для частных предприятий.
«Мы создадим определенный прецедент, и люди будут ожидать, что государство будет финансово обеспечивать любого экономического агента в Молдове. Это риски. На краткосрочную перспективу может показаться хорошей идеей, но на долгосрочную перспективу придут и другие компании, не только государственные, потому что закон строгий — нельзя дискриминировать государственную компанию по отношению к частной», — объясняет Мариан.
«Тогда ты окажешься в ситуации, когда, вместо того чтобы выделять деньги на образование, инфраструктуру, пенсии, общественный порядок — что государство обязано обеспечивать по Конституции — тебе придется решать коммерческую проблему», — добавил он.
Однако Депутат верит в будущее разрешение кризиса компании.
«Но все равно, так как АПС является учредителем, нужно найти коммерческое решение. В любом случае, задолженности за 2022 год закрыты, зарплаты были увеличены на 90%», — отметил он, хотя большинство сотрудников не получали зарплату с июля 2024 года.
Задолженность компании по зарплатам достигла более 180 миллионов леев. Власти признают, что у них нет немедленного решения, а только постепенное, основанное на развитии железнодорожной инфраструктуры. Многие сотрудники решают покинуть систему, и с 2020 года их число сократилось с 10 тысяч до 5 тысяч человек в настоящее время.