История знает множество примеров, когда народы вставали на защиту своих прав, но Гагаузия, судя по речи башкана Евгении Гуцул и спикера НСГ, переживает особенно напряженный момент. Выступая на съезде депутатов всех уровней, они не скупились на резкие заявления в адрес центральных властей, а Башкан заодно нащупала тонкую грань между политическим протестом и театральным искусством.
Гуцул напомнила присутствующим и, очевидно, Кишиневу, что Гагаузия — это не просто географическая точка на карте Молдовы, а “дом, история и идентичность” ее народа. Правда, в этом доме, по словам башкана, давно идут хозяйничать незваные гости.
“Кишинев системно наступает на наши права, нашу экономику и нашу автономию. Убирают налоговую, скорую помощь, управление внутренних дел! Сегодня мы соберёмся здесь, а завтра нам и собираться запретят?” — пафосно заявила Гуцул.
По ее версии, центральные власти ведут целенаправленную атаку на автономию.
“Лишают финансирования, экономят на наших пенсионерах, но щедро тратят деньги на поездки Майи Санду за границу и на… поломанные французские радары!” — саркастично отметила она. Вряд ли кто-то ожидал в этом списке именно радары.
Одним из центральных тезисов речи Гуцул стало её негодование по поводу того, что она до сих пор не включена в состав правительства.
“Мне предлагали отказаться от сотрудничества с Россией в обмен на место в кабмине. Но я отказалась!” — громко заявила она. Впрочем, затем добавила, что теперь это уже не имеет значения, так как “Майя Санду — незаконный президент, а все её решения нелегитимны”.
Тут, конечно, возникает логичный вопрос: если решения Кишинёва не имеют силы, зачем тогда бороться за участие в его правительстве? Но, возможно, в этом и кроется тонкая гагаузская дипломатия.
Евгения Гуцул подчеркнула, что Гагаузия не одинока в своей борьбе. Особую благодарность башкан выразила Илану Шору, назвав его человеком, который “всегда оказывает руку помощи”.
“Мне говорят, что я должна отказаться от Шора. Но я человек команды! Я пришла с этой командой и останусь с ней до конца!” — подчеркнула Гуцул, проигнорировав тот факт, что ее “лидер” объявлен в международный розыск по делу о краже миллиарда и скрывается за границей.
На фоне всех этих заявлений остается загадкой, какой следующий шаг сделает Кишинёв. Гуцул недвусмысленно дала понять, что намерена идти до конца. Однако в условиях сложных отношений с центральной властью, внутренних противоречий в Народном Собрании и нестабильной экономической ситуации Гагаузии предстоит непростая борьба.
“Мы должны сохранить единство!” — призвала Гуцул.
А значит, в ближайшие месяцы нас, вероятно, ждет новая серия политической драмы под названием “Гагаузия против Кишинева”. Остаётся лишь надеяться, что финал будет мирным и выгодным для всех.
Спикер Народного Собрания Гагаузии Дмитрий Константинов и заместитель председателя Исполнительного комитета Илья Узун решили не скрывать недовольства центральными властями Молдовы, вылив это в порцию откровенной иронии и критики.
Константинов, не стесняясь эмоций, осудил действия Кишинева, заявив, что автономия подвергается «целенаправленному уничтожению». Не обходя стороной премьера Речана и председателя парламента, он пожаловался, что с ними нет конструктивных отношений, а местные администрации, такие как примары районов, стали для власти «связующим звеном». Все это, по мнению Константинова, выглядит как прямое игнорирование прав Гагаузии.
Кроме того, спикер обвинил Запад и молдавское руководство в двойных стандартах, обвиняя Гагаузию в пророссийской ориентации только за то, что она не поддерживает официальную риторику Кишинёва. Он также припомнил американским и европейским лидерам критику в адрес западных элит, намекая на заявление Дональда Трампа и республиканца Джей Ди Вэнса о том, что именно Запад несёт ответственность за войну в Украине. Ну и, конечно, без политических предложений не обошлось — Константинов настоял на возобновлении прямого авиасообщения с Россией, что, по его мнению, поддержит десятки тысяч молдавских граждан.
Не менее ярко высказался и Илья Узун, который вспомнил более 30 лет невыполнения центральными властями обязательств перед Гагаузией, заключённых в Законе об особом правовом статусе региона. Он также подтвердил, что Кишинёв по-прежнему отказывается делиться полномочиями с народом. В ответ на это Узун предложил принять резолюцию с обращением к международным структурам, требуя признания нарушений избирательного процесса в Молдове и ущемления прав граждан за пределами страны.
В своей финальной реплике он предупредил: «Если Молдова не решит наши вопросы, мы будем вынуждены собраться снова и требовать полного пересмотра наших отношений с Кишиневом».
В общем, если бы политическая сцена была театром, то первые лица Гагаузии в этот раз явно бы перевыполнили программу.