Что думает министр юстиции по поводу упразднения прокуратур

Любая реформа сопряжена с рисками, считает министр юстиции, подчеркивая необходимость тщательного анализа законопроекта о ликвидации специализированных прокуратур и создании Прокуратуры по борьбе с коррупцией и организованной преступностью (PACCO).

В качестве гостьи программы «Cutia Neagră PLUS» Вероника Михайлов-Морару отметила, что законодательная инициатива призвана быстрее реагировать на текущие вызовы, но при этом необходимо убедиться, что непрерывность рассмотрения дел не пострадает. Министр подчеркнула необходимость проведения широких консультаций и доработки проекта, пишет Noi.md.

«Сектор борьбы с организованной преступностью так или иначе был сформирован под другие реалии, потому что реалии с 2021 по 2024 год сильно изменились, и очевидно, что подход к расследованию таких дел больше не может осуществляться отдельно или по частям (…)

Министерство юстиции представило на пресс-конференции 3 варианта и решения. Анализ был передан в парламент для возможного обсуждения. Парламент зарегистрировал законопроект, который так или иначе предусматривает еще один вариант. Это гораздо более сложный вариант. Министерство каким-то образом учитывало, что, когда мы определили три варианта, мы должны были обеспечить непрерывность обязательств, непрерывность работы над делами, в том числе процесс, который был бы максимально мягким, так сказать», – отметила министр юстиции.

Вероника Михайлов-Морару утверждает, что Министерство юстиции не обсуждало этот проект с парламентом:

«Только концептуально, мы не видели этого законопроекта. Поэтому проект, безусловно, нужно изучить очень внимательно. Он довольно сложный. Мы прекрасно понимаем его аргументацию, и на самом деле вполне естественно, что на уровне высших институтов руководство обеспокоено тем, насколько эффективно государственные институты борются со все более сложной преступностью, тем более что речь идет о государственной безопасности».

Что касается реализации новой реформы, министр подчеркнула необходимость проведения широких консультаций со всеми заинтересованными сторонами:

«Безусловно, будут проведены консультации на парламентской площадке, совместно с Генеральной прокуратурой, Высшим советом прокуроров, чтобы очень тщательно проанализировать этот законопроект, выработать предложения, в том числе и по улучшению. Что касается нас, Министерства юстиции, то мы больше всего озабочены реализацией, чтобы это происходило более организованно, с учетом того, что у нас также есть процедура проверки, у нас также есть международные обязательства, и, прежде всего, мы больше всего озабочены тем, чтобы не нарушить непрерывность существующих дел.

Нам нужно пересмотреть механизм, и не исключено, что сроки реализации могут быть продлены, но мы должны быть осторожны, чтобы не растянуть до лета, осени, и тогда мы заблокируем работу прокуратуры, или мы только начали ставить всю систему прокуратуры, я имею в виду Совет прокуроров, коллегии уже. Выдвигаемые доводы имеют право на жизнь и должны обсуждаться».

Отвечая на вопрос, не заблокирует ли создание PACCO с новыми прокурорами процесс рассмотрения дел в суде, министр ответила:

«В любой реформе есть риски, и важно, как все эти риски управляются, а план реализации должен обсуждаться и составляться очень тщательно, потому что я считаю, что у всех нас одна цель – чтобы дела продолжались, чтобы они не были предвзяты и чтобы мы достигли завершения, которого мы все хотим. Заседания назначаются на определенные периоды, и в данном случае, когда прокурор меняется, у него также есть возможность попросить подготовительный срок, но давайте не будем торопиться с этим вопросом, потому что важно увидеть позицию генерального прокурора в этом отношении и то, какие решения они предлагают».

Михайлов-Морару не исключает необходимости запросить мнение Венецианской комиссии по проекту:

«Это не обязанность запрашивать мнение Венецианской комиссии, но когда вы проводите довольно важные реформы в сегменте правосудия, прокуратуры, хорошо бы запросить мнение Венецианской комиссии, чтобы убедиться, что определенные стандарты соблюдены, может быть, у них есть предложения по улучшению. По крайней мере, по всем наиболее важным законам за те почти два года, что я занимаю пост министра, по большинству из них я запрашивала мнение Комиссии. Заключение может быть запрошено в процессе разработки и постфактум, и тогда вносятся соответствующие улучшения.

– Но будете ли вы, как министр, настаивать на том, чтобы Венецианская комиссия сначала ознакомилась с этим документом? – Я дам более точный ответ на этот вопрос после того, как приму участие в консультациях в парламенте».

Несмотря на сложность и риски, министр подчеркнула, что говорить о провале реформы преждевременно, тем более что проект все еще находится на стадии публичных консультаций.

«Не закон имеет значение, его можно изменять 100 раз. Важно то, как он применяется и соблюдается. Я считаю, что и сегодня у нас очень хорошая законодательная база, но, к сожалению, правоохранительные органы применяют ее с некоторым трудом. (…) Прежде всего, преждевременно говорить о том, что это будет провал, потому что проект находится только на стадии общественных консультаций. Уверена, что между чтениями он будет значительно улучшен. Я не считаю, что реформы, проведенные до сих пор в сфере правосудия, являются провальными, но они были сложными, они были комплексными, они подвергались критике».

Больше новостей

В Молдове подешевеет бензин

Национальное агентство по регулированию в энергетике (НАРЭ) опубликовало в понедельник, 24 февраля, новую максимальную стоимость основных нефтепродуктов стандартного типа, которая начнет действовать с завтрашнего дня.

Read more >

Финансовый мир для детей: Дамир и Лянка помогают освоить деньги — издана первая в Гагаузии книга по финансовой грамотности для маленьких

В Гагаузии издана детская книга «Demir hem Länka Finans dünnesindä», которая станет первым шагом юных читателей к освоению основ финансовой грамотности. В ближайшие недели часть

Read more >