Спикер Народного Собрания Гагаузии Дмитрий Константинов дал небольшое интервью журналистке ГРТ. Беседа больше напоминала неформальный диалог, нежели разговор представителя СМИ с государственным чиновником, поэтому далее в тексте расшифровки этого пятиминутного видео сохранена стилистика и речевые обороты собеседников.
Репортер общественного канала начала свое интервью с ремарки, что в Гагаузии прошедшие дни были «омрачены» некоторыми событиями, которые, по ее словам, «взбудоражили все население Гагаузии».
«Снова появились обыски, снова появилось запугивание нашего народа. Я знаю, что Вы довольно-таки смелый человек, поэтому задаю Вам этот вопрос: знаете ли Вы об этих последних событиях и как реагируете на все это?», – спросила журналистка, неприкрыто вложив в свой вопрос личные суждения и эмоции.
Константинов ответил, что про «маски-шоу» знает не только он, но и вся Гагаузия.
«Вдруг в 6 часов утра людей будят дома… обыски какие-то… что-то ищут. […] Меня удивляет другое: ЦИК отчитался – абсолютно никаких жалоб со стороны избирательных конкурентов или избирателей не было вообще. Что Кишинев сюда лезет – непонятно. Почему им это вообще нужно?»
Константинов признался, что ему тоже «не понравились сами выборы, не понравилось, кто вышел во второй тур», но, по его словам, как бы ни сложилась ситуация в дальнейшем, «Гагаузия не будет голосовать так, как того хочет Кишинев».
«Кстати, о подкупах если говорить – наверное, никого не удивить этим вопросом: нету выборов у нас в республике без подкупа», – сказал спикер НСГ. И далее привел в сравнение выборы президента Молдовы.
«Мы знаем прекрасно, какую таксу ставил каждый кандидат для своих выборов. Знаем, сколько в Тирасполе давали, сколько диаспора… самая дорогая, кстати. […] Наверное, надо было мониторинг делать с самого начала. […] А так – телефонные звонки какие-то включают, взял своих друзей, на тот край телефона поставили […] ну, это же монтаж, понимаете. Они думают, что в Гагаузии *удаки сидят. Еще раз повторяю, что это игра в кошки-мышки», – заявил далее Константинов.
«Еще один вопрос не могу не задать, – продолжила журналистка, – он касается нашего любимого канала ГРТ, единственного канала на юге нашей страны, который говорит на нашем любимом гагаузском языке […] снова КСТР применяет в наш адрес некие санкции, начались какие-то внутренние разборки, снова под мониторинг попали некоторые программы. Не видите ли Вы здесь чью-либо руку, как сейчас модно говорить, намек на что-то, и не считаете ли, что, таким образом, наш рупор хотят в Гагаузии закрыть?»
На что спикер НСГ ответил: «Центральные власти хотят, чтобы только один рупор был и чтобы все говорили на ихнем диалекте. […] Вот, если не так высказался, значит, все – вы, значит, агрессор, пророссийский или тому подобное». «Или сепаратист», – подсказала журналистка. «Наверное, хватит уже […] вот этот путь для Европы?» – задался вопросом Константинов. – «А потом спрашивают: почему гагаузы так не лояльничают в сторону Европы. Потому что мы уже все это видели и сравнивали, мы это все уже проходили».
Завершилась беседа утверждением Константинова, что «Гагаузия будет меняться по-своему, ни про-европейски, ни пророссийски, по-своему, по-гагаузски, и все».
Превью: стоп-кадр