Знак внимания учителю – это подарок, благодарность или взятка? А врачу?

На днях молдавские СМИ растиражировали авторский материал журналиста агентства ipn.md Сабины Исаков, в котором излагается точка зрения НЦБК касательно подарков педагогам.  В полном объеме текст можно прочесть на первоисточнике, более краткий вариант можно найти в ленте laf.md.

Сама по себе публикация вопросов не вызывает – автором соблюдены требования к материалу, с точки зрения журналистской этики: даны определения, даны мнения трех сторон – прокуратуры, педагогов, родителей. Но что-то все-таки меня сильно смутило во всем этом чтиве. Со вчерашнего дня не покидает меня ощущение, что в этом стройном ряду что-то не складывается, будто бы вместе с грязной водой собираются выплеснуть и ребенка.

Давайте разбираться вместе. Сдается мне, что по итогу мы придем к нередкому для нашей реальности выводу: любую хорошую инициативу при должном рвении можно довести до абсурда.

Итак, чем аргументируют свое решение в Национальном центре по борьбе с коррупцией (НЦБК), формируя в обществе мнение, что подарки учителям – это «незаконная благодарность» (сама формулировка уже довольно странная) 👇

Все, что дарят учителям, – это недопустимые подарки. И, независимо от ценности, учитель должен отказаться от подарка. Букет цветов? Шариковая ручка? Полезный блокнот или ежедневник? Стикеры, которые удобно клеить на любую поверхность? Набор открыток из серии “Столицы стран мира” и тому подобные совершенно бесполезные, но до жути милые вещи – это все “недопустимые подарки”?

В мои школьные годы, помню, у меня была учительница, которая коллекционировала шариковые ручки. Вот такое было у человека творческое хобби. И некоторые ребята, возвращаясь после летних каникул, привозили ей разные ручки из разных городов и стран, в зависимости от того, какой отдых могли себе позволить их родители. Некоторые ручки были деревянными, некоторые металлическими, некоторые содержали элементы украшений – камешки какие-то, другие какие-то полудрагоценные элементы, некоторые были экзотическими – из бамбука или слоновой кости. Это было приятно и учительнице, и нам? Определенно, да. Это потом как-то влияло на оценки и ее отношение? Определенно, нет. Совершали ли мы тогда “коррупционные действия”? Судя по сегодняшним меркам, совершали. А нам, тогдашним детям и нашим родителям, было просто приятно сделать приятное человеку, которого мы уважали и к которому хорошо относились. Кстати, учителю, которого дети не любят, они и сами не стремятся ничего подарить, там слово “благодарность” вообще не имеет обязательного смысла.

Допускаю, конечно, что кто-то из современных родителей вполне может захотеть подарить учителю бриллиантовое колье или кольцо с огромным сапфиром, машину или квартиру, но, честно говоря, ничего такого за 20 лет своей работы в журналистике не слышала. Слышала, что дарили картины современных художников, путевки на отдых, верхнюю одежду, меховые горжетки или дорогую обувь, даже наборы из одеяла с подушками. Не уверена, однако, что об этом просили сами учителя, наверняка это была собственная инициатива родителей. Было ли это актом коррупции или проявлением искренней человеческой симпатии, с сегодняшней точки зрения уже поди, разбери.

Кстати, по поводу ювелирных украшений. Я лично знакома с педагогом, теперь уже действующим руководителем учебного заведения, которая бережно хранит золотое кольцо с драгоценным камнем и каждый раз, если спросят, откуда оно, с гордостью и умилением говорит: “Это мне мои выпускники подарили, за классное руководство”. Внимание, вопрос: если дарение дорогого предмета с целью последующей выгоды приравнивается к коррупционному жесту, то можно ли считать коррупционным жестом дарение дорогого подарка, в случае, когда от учителя больше вообще ничего не требуется? Когда не только годовые оценки выставлены, но даже сданы выпускные экзамены и получены дипломы? Какую цель дорогой подарок, по стоимости явно превышающий 1000 леев, преследует в данном случае? Выходит, что жест очень даже коррупционный, а практической выгоды от этого подарка нет как нет. Не сходится, глядите-ка.

Тут вообще ерунда какая-то. Почему родители не могут подарить подарок учителю по случаю его дня рождения? Еще раз напоминаю: нелюбимому учителю никто в принципе не горит желанием что-то дарить. Но если у родителей и классного руководителя или другого педагога искренние, добрые, теплые человеческие отношения, почему они не имеют право захотеть подарить ему подарок? В этом случае, заметьте, осуждается уже не только жест дарения, а и даже само желание, то есть что-то совершенно нематериальное, чего нельзя потрогать.

Не абсурдно, нет? А куда во всем этом мы деваем вот эту классическую, некогда очень популярную сентенцию: “Школа – это вторая семья, учитель – это вторая мама”? Разве не естественно желание сделать подарок человеку, которого любишь и уважаешь, по случаю его дня рождения? Разве это означает, что таким подарком родители покупают будущие хорошие оценки и поблажки? Ей-богу, от таких мыслей становится даже брезгливо.

В фанатичной, жесткой, беспощадной и, безусловно, справедливой, борьбе с коррупцией не теряем ли мы нечто очень важное и тонкое – ценность человеческих отношений?

Аааа, вот же оно – скоропортящиеся продукты и канцтовары дарить можно, значит, шариковая ручка и пакет кефира – не коррупционный подарок, стоят-то копейки. А что насчет банки красной икры? И стоит подороже кефира. И скоропортящийся продукт. Коррупционный подарок? Но он же не регистрируется. Или регистрируется? Опять вот не сходится, гляньте-ка. 🤔

Берем ситуацию: любимый учитель заболел, лежит дома или в больнице – класс решил его навестить. Апельсины, мандарины, сок, витамины, конфеты, прянички – все это скоропортящийся продукт и, как следует из предыдущего скрина, не регистрируется. Но! Учитель-то выздоровеет и вернется к преподаванию, а значит, навещая его в больнице или дома, ученики со своими конфетами-фруктами, не дай Бог, имеют целью вторичную выгоду – чтобы учитель этот жест запомнил и впоследствии ставил им более высокие оценки?! Или нет тут вторичной выгоды? Или это просто человеческая забота и проявление внимания? Или это коррупционный жест? Или все-таки нет? Сколько вопросов, и хоть бы один вразумительный ответ. Как сложно с этими учителями!

Внимательными надо быть, чтобы однажды вдруг из обычного человека с искренним чистым порывом не превратиться в пассивного коррупционера, предлагающего подарок, который на самом деле взятка, а никакая не “благодарность”...

Помните, что в бюджетной сфере, вслед за госчиновниками, самыми коррумпированными считаются как раз учителя и врачи? Видимо, поэтому взялись сначала за учителей. Теперь по врачам. Как бы тут помягче выразиться, чтобы и цензурно, и содержательно было… Подарки врачам – это куда более сложная тема, чем подарки учителям. И вот где уж точно нужен четкий регламент, чтобы все – и дарители, и дары принимающие – понимали степень своей личной ответственности. Но с учетом уже известных нестыковок, которые мы разобрали на примере учителей.

  • Подарок врачу во время нахождения в лечебном учреждении – это взятка или благодарность?
  • Подарок врачу после выписки из больницы – это благодарность или аванс на случай следующего посещения?
  • Подарок хирургу и анестезиологу до операции – это благодарность или какая-то гарантия того, что тебе на операционном столе уделят более пристальное внимание и после операции ты точно проснешься?
  • Подарок акушеру перед родами – это благодарность или “страховка”, что к тебе во время родов будут относиться немного лучше, чем к скотине?
  • Подарок акушеру после родов – это благодарность или “справедливая плата” за то, что роды прошли нормально и все живы-здоровы?
  • И т.д. и т.п.

Есть еще один важный аспект. Об этом не принято говорить, но об этом все знают наверняка, особенно в таких небольших периферийных городах, как у нас, в Гагаузии. Признайтесь: ведь наверняка почти каждый из тех, кто читает этот текст, знает, сколько стоит “подмазать” некого участкового врача, чтобы пройти курс лечения, когда в стационаре “мест нет”. И сколько надо, чтобы “место появилось”. Никто на это не жалуется, никто никуда не пишет докладные, никому не нужны проблемы, все хотят жить и не портить отношения с врачами, но проблема-то остается. И мне кажется, что эта проблема посерьезнее, чем список подарков, которые нельзя дарить учителям. Или нет никакой проблемы? Или когда на кону стоит жизнь и здоровье, то ничто не может считаться взяткой? Или все-таки и может, и считается?

Видите, как сложно ответить на такие, казалось бы, простые и понятные вопросы? Но как тяжело определить: в какой плоскости лежат ответы на них – в плоскости морали, нравственности, этики, законности, личной и социальной ответственности или какой-то другой?

Мне недавно одна малознакомая женщина средних лет сказала, что все вопросы привыкла решать деньгами, потому что у нее нет времени на канитель и волокиту. И что пока государство не изменится, ей нет смысла менять свои правила и способы решать проблемы. Забавно, знаете, что? На мое возражение, что каждый из нас и есть государство, она ответила: “На моем веку ничего не изменится, пусть молодые думают”.

“На моем веку ничего не изменится” – это так она иносказательно заявила, что не собирается менять свои поведенческие паттерны. И это значит, что решать проблемы деньгами так и останется способом ее взаимодействия с другими. Правильно это или отвратительно – пусть каждый решит для себя.

Мне вот что интересно: у нас вообще есть шанс когда-нибудь в принципе дожить до времен, когда слова “взятка”, “подкуп”, “подмазка” перейдут в разряд архаизмов? Чтобы никто без словаря даже не мог вспомнить их значение.

Вопрос, конечно, риторический, но если у вас есть ответ, пишите в комментариях или еще лучше – приходите к нам на «Anti-corruption NEWS CAMP – 2023», поговорим.

Ваш вредный главред

Превью: символ

Больше новостей

Всемирный банк: Молдове необходим переход к новой модели экономического роста

Республика Молдова добилась значительного прогресса, превратившись из экономики с низкими доходами в экономику с доходами выше среднего. Однако страна по-прежнему сталкивается с рядом вызовов: снижение

Read more >