Прошло чуть больше года со встречи председателя Народного собрания Гагаузии (НСГ) Дмитрия Константинова с беглым олигархом Иланом Шором в Израиле. Туда в мае прошло года спикер полетел вместе с Ильей Узуном — ныне первым заместителем башкана Гагаузии и Михаилом Влах — советником башкана по вопросам СМИ. Депутат НСГ Александр Тарнавский отметил, что договоренности и обещания, которые были озвучены после встречи с Шором, реализованы не были, а сама встреча имеет «трагические последствия» для автономии.
Тарнавский напомнил, что на встрече с Шором был озвучен ряд обещаний. Так, в короткие сроки должны были определить земельный участок для строительства аэропорта. Этого сделано не было, а о реализации этого проекта уже все позабыли, отмечает депутат. Он также напомнил, что на встрече говорилось, что в 2023 году сумма инвестиций в инфраструктуру населенных пунктов Гагаузии должна была составить 500 млн леев. Но на деле все вышло иначе, отметил Тарнавский.
«Наоборот, согласно статистическим данным, объем инвестиций в основный капитал из всех источников финансирования в 2023 году составил 776,3 млн леев, уменьшившись по отношению к 2022 году на 278 млн леев или на 23,4%», — отмечает Александр Тарнавский.
Однако, по мнению политика, «трагедия» состоит не в нереализованных обещаниях, а в том, что после визита Константинова в Израиль к Шору был прерван диалог между парламентом и Народным собранием.
«Учитывая, что к тому времени официальный Кишинев прекратил отношения с главой Гагаузии, Народное собрание оставалось единственным легитимным органом власти для центральных органов публичного управления РМ и внешних партнеров Гагаузии. Народное собрание могло эффективно и результативно сотрудничать на всех уровнях взаимоотношений и с Кишиневом, и с международными организациями и донорами, нивелировав отсутствие диалога на уровне исполнительной власти. Однако, визит Константинова в Тель-Авив дискредитировал все НСГ, так как, согласно действующего законодательства, Председатель НСГ представляет во внешних отношениях весь представительный орган Гагаузии», — считает Тарнавский.
По словам депутата, после этого визита автономия погрузилась в правовую, а также в бюджетную и инвестиционную изоляцию. Тарнавский отмечает, что в 2024 году Гагаузия может потерять около 100 млн леев бюджетных доходов.
«Из-за политического кризиса между Комратом и Кишиневом, крупные экспортеры Гагаузии покинули юрисдикцию Гагаузии и зарегистрировались в более спокойных регионах нашей страны, став налоговыми донорами их районных бюджетов. Ключевые макроэкономические показатели Гагаузии “пошли в минус” – показатели внешней торговли, промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиций в основной капитал. Населенные пункты и публичные учреждения Гагаузии, учитывая падение поступлений в центральный бюджет автономии, остались без многомиллионных капитальных вложений на развитие инфраструктуры», — считает политик.
Тарнавский подчеркивает, что политическое решение о встрече с Шором привело к серьезным последствиям, затронувшим как экономическую, так и правовую сферу жизни Гагаузии. И эти последствия будут ощущаться долго и могут повлиять на стратегическое развитие автономии в будущем, заключил депутат.