«Мы не можем повышать зарплаты под диктовку. Нас путают со структурными элементами экономики, потому что не было инвестиций. Рост заработной платы обусловлен экономическим ростом. Вот почему приоритетом номер один этого правительства является экономический рост». Так министр труда и социальной защиты Алексей Бузу ответил на вопрос на съемках передачи Jurnal TV “Час экспертиз”, почему зарплаты в Республике Молдова продолжают оставаться низкими.
«Они низкие, потому что мы переживаем кризис. Но мы не можем обобщать. В некоторых секторах они переместились, включая государственный сектор. В образовании мне это удалось, явно не так, как все ожидали, но дело сдвинулось. В 2024 году мы увеличили минимальную заработную плату в стране с 4 тысяч до 5 тысяч леев. Средняя зарплата выросла. Тот факт, что некоторые вещи становятся дороже, означает, что нам приходится искать эти ресурсы внутри страны”, – заявил Алексей Бузу.
Министр труда добавил, что заработная плата будет устойчиво расти, когда экономика Республики Молдова станет конкурентоспособной.
«Сейчас мы, например, «пробуждаем» сельскохозяйственные отрасли, которые экспортируют в ЕС. В том секторе, который сумеет стать конкурентоспособным, сможет продавать гораздо больше товаров на европейском рынке, сможет иметь ресурсы для привлечения и повышения заработной платы. В ИТ-секторе, поскольку мы конкурентоспособны, нам удается иметь адекватные зарплаты. Несмотря на все проблемы, в бюджетной сфере, в отдельных отраслях, Правительство повысило зарплаты. Нужно ли нам повышать зарплаты? Да, мы собираемся определить ресурсы. Но нам всем необходимо понять: рост заработной платы обусловлен экономическим ростом. Вот почему приоритетом номер один этого правительства является экономический рост”, – сказала Бузу.
Другая проблема в том, что у нас как минимум полмиллиона граждан трудоспособного возраста находятся вне рынка труда.
«Среди этих людей 133 тысячи женщин ушли с рынка труда, потому что у них есть обязанности по уходу. Другие ушли с рынка труда, потому что у них есть определенные инвалидности, другие не заинтересованы, третьи планируют мигрировать в ближайшие месяцы и не ищут работу. Некоторые из них разочаровываются, поскольку не обладают необходимыми навыками. Хорошо, что в 2019 году за пределами рынка труда оставалось около 700 тысяч человек. Мы пытались активировать, но эти полмиллиона все равно остаются. Это значит, что есть достаточно значительный внутренний ресурс, который мы не используем”, – добавил министр труда.