Европейская комиссия предложила новое законодательство, способствующее высылке нелегальных мигрантов, о чем заявила президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен в письме 27 лидерам ЕС.
Урсула фон дер Ляйен в письме заявила, что ЕС следует рассмотреть новый законодательный пакет для «центров возвращения» в третьи страны, чтобы ускорить депортацию нелегальных иммигрантов.
ЕС неэффективен в высылке людей, прибывающих нелегально, заявила в этом письме фон дер Ляйен. Лишь примерно каждый пятый гражданин стран, не входящих в ЕС, которому было приказано покинуть страну, сделал это. Силовой подход к проблеме требует «новой правовой базы, чтобы расширить нашу способность действовать», отметила фон дер Ляйен, добавив, что пересмотр неудачных усилий ЕС в 2018 году по согласованию политики депортации будет непосредственным приоритетом для нового комиссара по миграции, пишет Noi.md.
Предложение создать центры депортации в третьи страны в соответствии с новой спорной инициативой Италии, которая предложила отправить мигрантов в Албанию, может ознаменовать новый поворот в подходе ЕС к мигрантам. Буквально на прошлой неделе комиссар внутренних дел Ильва Йоханссон преуменьшила перспективу создания депортационных лагерей, добавив, что никто официально этого не предлагал. Теперь в письменном виде фон дер Ляйен указала на инициативу Италии с Албанией как на возможность «извлечь практические уроки из этого опыта».
В 2018 году Комиссия сочла этот тип оффшоринга по сути незаконным в соответствии с законодательством ЕС. А совсем недавно, в 2022 году, Йоханссон заявила о плане Великобритании по депортации мигрантов в Руанду: «Отправка просителя убежища на расстояние более 6000 километров и передача процессов предоставления убежища на аутсорсинг — это негуманный подход и недостойная миграционная политика».
По соглашению с Тираной Италия может ежегодно отправлять до 36 000 мигрантов мужского пола, которых останавливают в международных водах, примерно в 400 км через Адриатическое море, в два центра обработки прошений об убежище на севере Албании. Правозащитные группы и оппозиционные политики назвали сделку «бесчеловечной» и «незаконной». Однако Европейская народная партия фон дер Ляйен поддержала эту идею в своем предвыборном манифесте в начале этого года.
Аналогичным образом, решение Польши закрыть границу с Беларусью для беженцев может оказаться следующей красной линией, которую придется стереть. Варшава также усилила планы по возвращению лиц, ищущих убежища, которых выталкивают через границу в рамках «гибридной войны» Минска против ЕС.
Финляндия в начале этого года тоже на неопределенный срок продлила закрытие границы с Россией; Латвия, Литва и Эстония заявили, что оставляют открытой возможность последовать этому примеру.
Соглашение Италии с Албанией
По условиям соглашения, ежегодно в Албанию будут переселяться тридцать шесть тысяч мигрантов. Мелони уже подписала меморандум о взаимопонимании по этому поводу с президентом Албании Эди Рамой. В частности, пакт между двумя странами предусматривает строительство двух центров в Албании, то есть за пределами Европейского союза, для размещения мигрантов, спасенных в море кораблями итальянских ВМС.
Между тем, уже объявлено, что первое сооружение – центр приема и сортировки – будет установлено в порту Шенджин на севере страны, и его основной целью будет идентификация людей. Второй центр, расположенный на бывшей военной базе в Гьядере, примерно в двадцати километрах от места высадки людей, будет служить местом содержания под стражей в ожидании процедур предоставления убежища или возможных мер по депортации.
Формально эти две структуры должны действовать и управляться Римом. Однако деятельность по обеспечению безопасности на открытом воздухе будет поручена местной полиции, которой будет платить Италия. Таким образом, два центра будут находиться под итальянской юрисдикцией, что вызывает обеспокоенность по поводу экстерриториального применения законодательства Италии и ЕС в стране, не входящей в 27 стран ЕС.
По мнению Джорджии Мелони, соглашение позволяет, по крайней мере временно, замаскировать провал ее миграционной политики. Несмотря на усиление репрессивных мер (длительность содержания в центре в ожидании репатриации значительно увеличилась до восемнадцати месяцев) и предвыборное обещание положить конец высадке мигрантов, поток не замедляется. С начала года на берега Италии прибыли более 145 000 человек по сравнению с 88 000 за тот же период в 2022 году.
Бесконечные юридические и логистические проблемы
Но остаются бесконечные проблемы, на которые пока нет ответа. Если все пойдет гладко, после ввода в эксплуатацию центры должны принять 36 000 мигрантов. Но как будет работать такой центр с юридической точки зрения? Какие проблемы необходимо решить с Евросоюзом? Кто и как вернет отвергнутых людей? Кто их будет принимать?
Таким образом, вопрос: кто будет заниматься депортацией отклоненных заявителей, остается неясным. По первоначальным сообщениям предполагалось, что эту задачу будут выполнять албанские власти, но позже премьер-министр Рама заявил, что сначала она ляжет на плечи итальянцев.
Джорджия Мелони здесь имитирует модель британского проекта бывшего премьер-министра Риши Сунака, целью которого является отправка мигрантов в… Руанду, в Африку. Но британское правосудие уже выступило против прошлых планов Сунака. Такое же может произойти и в Италии. Более того, это показывает провал европейской солидарности после того, как Мелони тщетно пыталась добиться от партнеров ЕС справедливого распределения беженцев.
Это подчеркнул и президент Албании Эди Рама, заявивший: «Мы делаем то, что должны делать другие европейские страны».