— Как возникла идея выпустить книгу о комратском соборе Св. Иоанна Предтечи?
— Меня, как и многих исследователей, всегда привлекала красота и величие комратского собора. К тому же, тема церковного строительства в колониях задунайских переселенцев Бессарабии стала частью моей докторской диссертации. Кроме того, каждый год, в связи с храмовым праздником в Комрате, в прессе часто дается ошибочная дата возведения этого храма. Поэтому к 165-летию храма, который пришелся на этот год, я понял о необходимости издать труд, который ответил бы на ряд дискуссионных вопросов.
— Одна из главных тайн – это дата основания собора. Удалось ли вам ответить на этот вопрос?
— В одних источниках можно было найти дату 1822 г., в других – 1840 г. Документы, найденные в Национальном архиве Республики Молдова, а также в архивах Одессы и Измаила дали нам основание утверждать, что комратский собор начали строить в середине 40-х годов 19 века, а уже в 1856 году церковь открыла свои двери для прихожан. Почему же называли дату 1822 года? А потому, что в этом году комратчане построили в своей колонии первую церковь, которую назвали в честь Успения Пресвятой Богородицы. В начале 70-х гг. прошлого столетия храм был взорван. Сегодня на ее месте находится памятник воином-освободителям. Сам собор Иоанна Предтечи строили 11 лет, так как, в первую очередь, не хватало финансовых средств. В связи с чем даже пришлось продать резервный хлеб и на вырученные деньги покупать строительные материалы. Также от отдачи деньги поступали в аренду общественных заведений. Ну и, конечно, не обошлось без местных меценатов. Так, например, представители семейства Буклукчи приняли активное участие в возведении колокольни. И даже на самом большом колоколе есть барельеф одного из членов семьи, а ее глава Параскев Буклукчи был удостоен погребения в церковной ограде.
— Чем, по Вашему мнению, привлекал собор тех, кто в прошлом посещал Комрат?
— В начале следует отметить, что собор построен в русско-византийском архитектурном стиле. Уже это отличало его от многих других церквей нашего края. О значимости этого храма для болгар и гагаузов говорит хотя бы то, что его проект лично утверждал император Николай I. В глазах колонистов, да и других людей, посещавших Комрат – этот храм должен был олицетворять идею культурной самодостаточности Российской империи, а также ее политической и конфессиональной преемственности по отношению к Византии. Не менее привлекательным был внутренний вид собора и это не случайно. Ведь его расписывали (в конце 19 века) ученики русского художника Виктора Васнецова. Выделялась своим блеском напольная плитка «Маревиль», сохранившаяся по сей день, которая была привезена из Польши.
— Какое количество времени Вы уделили работе над исследованием?
— Примерно два года я писал книгу, работал над источниками, конечно, с определенными перерывами, так как основное место моей работы, это Институт культурного наследия, где у меня есть своя плановая работа. Два года ушло на изучение документов, связанных с возведением собора в Комрате, приходилось ездить в Украину, сидеть в архивах целыми днями. В особенности помог Государственный архив Одесской области – там я и выяснил, сколько времени ушло на строительство, имена тех, кто был задействован в возведении храма.
— Как вы считаете, в эту книгу удалось внести всю известную Вам информацию?
— Любому историку тяжело поставить точку. Ему постоянно кажется, что какой-то аспект можно было осветить шире, написать больше. Здесь же от сомнения того, что я чего-то не сделал или не доделал, спас подзаголовок, указанный на обложке книги: «Предыстория возведения». То есть, так как времени было мало, я взял только один аспект многогранной истории собора: то как комратчане пришли к идее строительства церкви, а также подробно осветил строительный процесс. И в этот маленький аспект постарался включить максимальное количество информации, чтобы потом для написания целостной истории собора, уже не возвращаться к началу, а работать над другими вопросами его становления до наших дней. Поэтому в данном случае, считаю, что работа выполнена по максимуму.
— Кто оказывает финансовую поддержку историкам в реализации таких проектов?
— В работе над книгой «Комратский Свято-Иоанно-Предтеческий собор» помог Научно исследовательский центр Гагаузии им. М. В. Маруневич. Любой автор может выступить с инициативой публикации своей научной работы, но она должна быть научно-аргументирована. Нам, исследователям, порой тяжело работать с материалами из архивов. Когда создавались советские республики, многие гагаузские, болгарские села, ранее составляющие целостную Бессарабию, вошли в состав Украинской ССР. В связи с этим, многие церковные документы, были переданы в Одессу и Измаил. Поэтому для того, чтобы исследовать определенное населенное место порой приходится ездить в соседнее государство.
— Самая эксклюзивная информация, которую вам удалось узнать, при сборе информации для этой работы?
— Для меня важным открытием стало то, что после строительства Собора Иоанна Предтечи комратчане в 1897 году задумали строительство еще одной церкви в русско-византийском стиле, которая была бы в значительно раз больше настоящего собора. Она должна была вмещать 1 тыс. человек, а над ней планировалось установить 11 куполов. Местные жители хотели построить эту церковь на месте старой церквушки Успения Пресвятой Богородицы. Но их планы, по словам специалистов, были «весьма затейливыми» — строительный комитет установил, что у Комрата попросту не хватит средств для такого огромного по тем меркам храма. После этого горожане решили построить церковь поменьше.
— Кому полезна будет книга?
— Всем, начиная с обычных жителей, которому интересна история своего города, заканчивая докторами наук. Книга будет доступна в цифровом формате (PDF), а также в печатном виде. Всё зависит от местных властей и, конечно, духовенства, которые думаю внесут свою непосильную лепту в увеличении тиража этой книги, а, может быть, и в подготовке к изданию подробной истории комратского собора.