Со скоростью пандемии. Почему в Вулканештах “завис” капитальный ремонт COVID-отделения

Весной 2020 года  власти Гагаузии только начинали борьбу с пандемией. Между исполкомом и Народным собранием Гагаузии шли споры, сколько надо выделять денег для этого и на какие цели. В тот момент в Комрате уже было открыто COVID-отделение на базе инфекционного отделения, а в Чадыр-Лунге готовилось открытие. Рассматривался вопрос об открытии COVID-отделения и в Вулканештах. Для этого выделили 5 млн леев на капитальный ремонт бывшего здания инфекционного отделения больницы в Вулканештах. Однако спустя девять месяцев он так и не открылся. Подробнее в совместном материале LAF.MD и Moldova Curată. 

Полуразрушенное здание 50-летней давности 

Фото: LAF.MD

Одноэтажное здание, построенное  на рубеже 60-70 годов. Вокруг груда строительного мусора, старый шифер и плесень в нижней части стен. Попасть в здание нельзя, двери закрыты. Через окна внутри видно большое помещение. Потолок забит старыми досками, обшарпанные стены и ничего напоминающего, что на этом месте было ранее инфекционное отделение. Первое впечатление будто попал в заброшенное здание. Именно здесь должны были  открыть COVID-отделение. 

Фото: LAF.MD

На ремонт выделили 5 млн леев 

О необходимости ремонта инфекционного отделения в Вулканештах говорили еще весной 2020 года. На заседании Народного собрания Гагаузии нынешний депутат парламента от партии социалистов Григорий Узун возмутился, почему на COVID-отделения в Комрате и Чадыр-Лунге выделяют деньги, а в Вулканештах ничего. Он предложил выделить 5 млн леев на ремонт старого здания инфекционного отделения. 

В июне власти Гагаузии сначала выделили 500 тыс леев на проектно-сметную документацию, а затем еще 4,5 млн леев на ремонт самого здания. 

Перед началом работ была проведена и экспертиза здания. По словам главы Управления строительства Гагаузии Ивана Колиогло экспертиза показала, что здание в нормальном состоянии. 

Мы заказали проект. Местный проектировщик из Гагаузии нас подвел и за указанный период (несколько месяцев) он спроектировал только замену кровли. […] После того, как мы увидели, что проектировщик не успевает по срокам, мы расторгли с ним договор”, – отметил Колиогло. 

Тендера по отбору компании, которая составляла проектно-сметную документацию по словам Колиогло не было. Контракт с местной компанией из Гагаузии был подписан по процедуре прямой закупки.   

После этого исполком нашел новую компанию, которая спроектировала оставшуюся часть работ кроме кровли. 

Из-за проблем с  проектированием исполком разделил ремонт здания на два тендера: замена кровли и все остальные работы по зданию. Тендер на замену кровли выиграла компания из Чимишлии „Alarcon Grup”. Работа над заменой кровли началась в начале ноября. Спустя пять месяцев, по словам Колиогло, они выполнены на 96%. Стоимость составила 845 тыс леев.   

Учредитель и администратор „Alarcon Grup” Александр Терзи в комментарии для журналистов сообщил, что сейчас осталось только  установить вентиляционную систему. Это будет сделано в ближайшие дни. По его словам, то, что другие виды работ по капитальному ремонту здания еще не начались, не повлияют на состояние новой кровли.   

Второй тендер “заморозили” 

Спустя пять месяцев после решения о выделении 4,5 млн леев, в начале декабре 2020 года исполком опубликовал еще один тендер на реконструкцию всего здания инфекционного отделения. Смета составила 5,2 млн леев. На конкурс подали заявки две компании, обе из которых предложили значительно меньшую цену, чем было указано в смете: фирма “Profmarket Prim” – 3,4 млн леев, и “Amborio” – 4,4 млн леев. 

Правда победителя так и не выбрали. Тендер заморозили. Колиогло рассказал, что еще в декабре к обоим предложениям компаний возникли вопросы, связанные с ценой. 

Но основная причина по которой приостановили тендер, по словам Колиогло, не принятый бюджет Гагаузии на 2021 год.  

В этом году мы с ними уже не можем заключать контракт. Сам объект не был утвержден на этот год. Если бы приняли бюджет Гагаузии на 2021 год, тогда объект включили бы в список незавершенных. Сейчас мы работаем по временному бюджету, где такое сделать нельзя”, – сказал глава Управления строительства Гагаузии.  

Еще одна проблема по его словам в том, что  сроки проведения тендера заканчиваются. 

Скорее всего мы будем вынуждены отменить этот тендер. Там как по срокам, так и по самим компаниям есть вопросы”, – сказал Колиогло.  

Окончательное решение объявлять победителя тендера или аннулировать его решит рабочая группа по госзакупке.  

Колиогло отметил, что для капитального ремонта инфекционного отделения в Вулканештах нужно примерно пять месяцев. В этот срок не входит проведение тендера, поэтому неизвестно будет ли готово здание  хотя бы в этом году. 

Фото: LAF.MD

В Чадыр-Лунге и Комрате COVID-отделения заполнены

Сейчас в Гагаузии действует два ковид-центра: в Комрате и Чадыр-Лунге. При этом на пике новых случаев коронавируса они не справлялись с потоком пациентов. 

Директор больницы в Чадыр-Лунге Наталья Попазоглу в конце прошлой недели рассказала, что ситуация меняется почти ежедневно.  

Персонал загружен. У нас по приказу Минздрава развернуто 73 койки, но на этой неделе показатели доходили и до 87 пациентов. Ситуация варьируется — то чуть лучше, то хуже. Разворачивали дополнительные койки, все что можно было задействовали”, — отметила Попазоглу. 

В COVID-отделении Комрата  в феврале этого года не хватало мест. Было решено открыть еще одно отделение. 

Всего у нас развернуто 95 койко-мест и шесть интенсивных коек. Когда был большой наплыв, мы открыли еще одно отделение, перепрофилировали койки, перевели персонал из других отделений, частично набрали дополнительный персонал и справились. Проблем с персоналом сегодня пока нет”, — сказала Райлян. 

Комратский ковид-центр дважды попадал в скандальную ситуацию из-за жалоб пациентов. В первый раз они пожаловались на еду. После этого затраты на питание  одного пациента в день подняли с 15 леев на 30 леев. 

В декабре 2020 года другой пациент Семен Драган возмутился тем, что рентген делали прямо в коридоре в присутствии десятка людей. 

На первом этаже, люди сидят в очереди на снимок грудной клетки.  Между ними нет социальной дистанции, у некоторых не были надеты маски. Снимки делают прямо в коридоре, женщины и мужчины раздеваются под торс и снимки делаются перед всеми”, —  рассказал мужчина.  

При этом он поблагодарил медперсонал, отметив, что они были внимательны к нему. 

К размещению рентгеновского аппарата есть особые требования, не в любом месте его разместить, есть радиация. Где нам разрешили его установить, там и разместили”, —  объяснила тогда Нина Райлян. 

Авторы: Виорика Захария (Moldova Curată), Петр Гарчу (Laf.md)

Материал подготовлен в рамках проекта: “Требования к прозрачности во время кризиса: совместные  действия НПО и журналистов”. Проект финансируется Черноморским фондом регионального сотрудничества (The Black Sea Trust for Regional Cooperation)


Больше новостей

Всемирный банк: Молдове необходим переход к новой модели экономического роста

Республика Молдова добилась значительного прогресса, превратившись из экономики с низкими доходами в экономику с доходами выше среднего. Однако страна по-прежнему сталкивается с рядом вызовов: снижение

Read more >