Президент Молдовы Майя Санду после своего выступления на заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 40 минут отвечала на вопросы депутатов ПАСЕ. Они интересовались ситуацией в отношениях Кишинева и Тирасполя, правами гагаузов, статусом русского языка и названием государственного языка в Молдове, а также отношениями с Россией.
Так, депутат ПАСЕ от Австрии Стефан Шеннах поинтересовался, как в Молдове обстоят дела с соблюдением прав жителей Гагаузской автономии. Санду ответила, что Гагаузия — часть Молдовы, а она соблюдает права всех граждан Молдовы. Глава государства также рассказала, что администрация президента работает над улучшением программы изучения гагаузского и румынского языка, пишет NM.
«Мы также обсуждаем и другие проблемы в регионе, но все идет хорошо», — заверила президент.
Депутат от Венгрии Барна Зигмунд спросил Санду о том, что она думает о перспективах Гагаузии в свете унионистского движения в Молдове.
Президент ответила, что унионистское движение в Молдове существует со дня независимости и за это время ничего не поменялось.
«Нет никаких угроз гагаузской автономии. Я пытаюсь найти то, что объединяет общество. И на этих выборах за меня голосовали и русскоязычные граждане, да, меньше из Гагаузии, но мне нужно над этим работать», — сказала Санду.
Депутат от Турции Ахмет Илдиз поинтересовался судьбой третьего законопроекта из пакета «гагаузских проектов», который был подготовлен при участии Верховного комиссара ОБСЕ.
Санду рассказала, что в парламенте была создана рабочая группа, которая разрабатывала эти законопроекты. Но некоторые члены парламента, продолжила она, не стали ждать, когда эта работа завершится и решили вынести на голосование эти законы до того, как работа группы была завершена.
«И из-за того, что это использовали в политических целях, результат оказался не очень хорошим. Но в Молдове есть стремление говорить об этом, мы хотим, чтобы все чувствовали себя хорошо», — сказала Санду.
Среди вопросов были и такие, что касались языка и нацменьшинств в Молдове.
Депутат от Румынии Титус Корлэцян, например, спросил молдавского президента о «национальной идентичности, которая, по его словам, играет важную роль в самоопределении страны».
«Любое решение КС должно быть всецело исполнено. К примеру, есть решение КС о соотношении Декларации о независимости и Конституции, о том, что государственный язык в Молдове — румынский. Будет ли это внедрено новым парламентом и правительством?» — спросил Корлэцян.
Санду отметила, что это вопрос к парламенту, так как только законодательный орган может менять статьи Конституции. Но пока, уточнила она, было недостаточно голосов депутатов, чтобы изменить название языка «на корректный вариант».
«Когда у нас будет парламент, готовый менять Конституцию, проблема будет решена. Что мы должны делать — это внедрять программы для людей, чтобы они могли изучать румынский язык. Мы создаем такие программы для этнических меньшинств, гагаузов, украинцев и других, мы стараемся развивать такие программы», — подчеркнула Санду.
Вопрос о языке, но на этот раз о русском, Санду задал и депутат от России Юрий Олейников. Он напомнил ей, что в ходе президентских выборов она говорила с электоратом и на русском языке, отметив, что в Молдове многие жители говорят на русском языке.
«При этом, когда вы были министром образования, вы снизили статус русского языка и все выглядит так, словно это продолжается и сегодня. Согласны ли вы с тем, что знание многих языков — путь к более эффективному культурному обмену? И считаете ли вы, что приверженность курсу на снижение использования русского языка — хороший способ развить демократию в Молдове?» — спросил Олейников.
Санду ответила ему на русском языке. До этого она говорила на английском. Глава государства опровергла заявление о том, что разработала закон, который понижает статус русского языка.
«Закон, который мы продвигали, был о том, чтобы дети и их родители могли выбирать, какой язык они хотят изучать в школах, и русский был одним из этих языков. Выбор — это не против кого-то, это для того, чтобы дети и родители решали, что лучше для них. И опять же, остались все условия для изучения русского языка, никто не уволил учителей. Я считаю, что чем больше зыков наши дети будут знать, тем лучше для нашей страны», — заявила она.
Депутат от Азербайджана Рафаэль Гусейнов спросил президента, видит ли она угрозы для мирного сосуществования представителей разных национальностей в Молдове и нужны ли специальные политики, чтобы продвинуться в этом направлении.
Санду сказала, что работает над тем, чтобы люди в Молдове жили мирно.
«В моей стране политики постоянно разделяют людей, потому что так легче получать их голоса, но все это не в интересах граждан. Люди разные, это так, но у них есть общие цели. И мне кажется, что в нашей стране люди приходят к пониманию того, что общих целей у них больше, чем отличий. Это позволяет им объединиться вокруг значимой повестки и избавиться от коррумпированных политиков, разделяющих страну», — ответила она.
Санду подчеркнула, что уважает все этнические группы в Молдове. «И я продолжу работать, чтобы показать это уважение, а также принимать меры, чтобы люди чувствовали себя защищенными, вне зависимости от того, на каком языке они говорят», — заключила президент.
Подборку наиболее интересных вопросов и ответов со встречи майи Санду с депутатами ПАСЕ можно прочитать ТУТ.
Фото: Maia Sandu/facebook.com