Двадцать лет назад, в сентябре, состоялось открытие второго Гагаузского национального университета. Основную цель, которую преследовали основатели, это полное обучение на гагаузском языке с усиленным изучением молдавского и английского языков. Несмотря на большие планы, университет просуществовал ровно год. Больше к его открытию не возвращались. О том, как это было, вспоминаем вместе с одним из основателей ВУЗа Леонидом Добров.
“В связи с тем, что автономия существовала лет 15 и не было ни одного учебного заведения с гагаузским языком обучения, мы тогда задались цели, что необходимо для начала открыть высшее учебное заведение, где полное обучение студентов будет проходить на трех языках. Прежде всего на гагаузском языке, а потом на молдавском и английском”, – рассказал Добров.
Торжественное открытие второго Гагаузского национального университета состоялось 7 сентября 2001 года. Он расположился в здании на краю Комрата, где сейчас находится Управление молодежи и спорта Гагаузии. Уже в первый год в университете обучалось 115 студентов.
Изначально, в список студентов набирались те, кто уже владел гагаузским языком на уровне разговорного. И в течение одного года первокурсники практически освоили все три языка. Со второго курса 30% предметов должны были преподаваться на гагаузском языке, 30% – на молдавском и еще 30% – на английском. Для этого даже были набраны преподаватели из Турции. Однако, по словам Доброва в работу университета вмешались политические силы.
“Так случилось, что целый год мы ездили в министерство образования Молдовы, пытались получить у них лицензию для обучения на гагаузском языке. Они нам много раз обещали. Президентом страны тогда был Воронин. Именно в 2002 году он неожиданно начал политический наезд на нашего молодого башкана Дмитрия Кройтора. И мы со своим Гагаузским национальным университетом с гагаузским языком обучения попали под эту же раздачу”, – рассказал Добров.
После того, как башкана Гагаузии отправили в отставку, закрылся и университет. Летом 2002 года руководству высшего учебного заведения официально отказали в получении лицензии.
“Очень многих студентов нам удалось устроить в Комратский университет, Кишиневские вузы, потому что мы в этот же день пригласили ректоров этих вузов. И они с удовольствием согласились взять наших студентов, которые уже реально владели тремя языками. И впоследствии много студентов закончили другие вузы”, – добавил Леонид Добров.
По мнению Доброва, если бы 20 лет назад университет продолжил бы свое существование, то до этого времени минимум 10 тыс. студентов окончили бы его, свободно владея тремя языками.
Фото: Леонид Добров