В предыдущей публикации мы познакомили читателей с основными вехами развития Чадыр-Лунги – от первого поселения до современной истории. В продолжение добавим немного больше деталей о происхождении названия города и о том, как это связывает современную Чадыр-Лунгу с тюркским миром.
Итак. произношение названия этого населенного пункта то и дело вызывает сложности у людей, не привыкших к таким сложным структурам. Не единожды, находясь в зарубежных командировках, мне (здесь и далее – автор) приходилось чуть ли не по слогам произносить название моего родного города, чтобы его смогли повторить, а потом приходилось рассказывать интересную историю происхождения – чтобы запомнили и знали.
Самое забавное, что не только иностранцы, но и некоторые современники до сих пор толком не знают и не могут ответить на вопрос, что же означает название города, культурной столицы Гагаузии. Будем это исправлять!
В книге о Чадыр-Лунге, написанной более полувека назад, есть такие строки: «Местное предание гласит, что основан город в 1819 году Захарием Чакиром. В этих местах протекает речушка Лунга, на ее берегах и поставили свои шатры и шалаши первые переселенцы». Придание прижилось, и люди до сих пор верят в его истинность. Но был ли шатер? Разбираемся вместе с директором Чадыр-Лунгского историко-этнографического музея Стефанидой Стамовой.
Итак, согласно словарям, «чадыр» – это переносной кров из войлока, кожи или плотной ткани, держащийся на специальных опорах-столбах; также – крытая войлоком кибитка кочевника. Юрта была круглой формы – как символ солнца и бесконечности.
С древнейших времен скотоводы-кочевники, перемещаясь с места на место в поисках новых пастбищ, использовали это гениальное изобретение. На огромных территориях, от Сибири до Европы, в самых древних слоях земли археологи обнаруживают подобные жилища с очагом в центре, с подпорками из бивней, костей мамонтов и оленьих рогов. «Ев» – «ив» – «юй» – «оба» – «оток» – «керенко» – «черек» – «черге» – «четир» – «йурт» – все это варианты одного и того же слова «чадыр», как оно звучит на языках разных тюркских народов.
Чадыр – это маленькая модель мироздания, очаг в которой – как солнце в центре Вселенной.
Некоторые из народностей, живущих на территориях, отдаленных от «большой земли», до сих пор рядом с современным домом ставят в своих дворах юрту, которая используется для семейных обрядов, рассказывает Стефанида Стамова.
Юрта или чадыр для народностей тюркской группы и в наше время объединяют в себе и дом, и образ жизни, и традиции, и культ, и религию, и особую культуру. Для молодоженов возводились специальные белые чадыры, которые назывались «ак ев», а само слово «евленмяя» или «евлилик» (буквально – «обзавестись жильем») означало желание двоих жить под одним кровом.
Ранней весной, перед началом сезона летнего выпаса скота, кочевники устраивали большой праздник: забивали жертвенного ягненка, готовили традиционные блюда, накрывали богатые столы, люди веселились и танцевали, молодежь устраивала конные состязания. Затем кочевники собирали свои чадыры и на повозках («араба») отправлялись кочевать со своими стадами. Некоторые повозки были такими огромными, что их приходилось запрягать несколькими десятками волов. Это были практически дворцы и города на колесах – караван-сараи. Так караваны передвигались до глубокой осени. Затем повозки распрягались, чадыры разбирались и собирались на земле. По случаю удачного кочевья снова устраивался праздник, а потом начиналась зимовка. Весной все повторялось снова, и так из года в год.
Кочуя, ногайские татары добрались до Буджака. Всего здесь было до 200 ногайских сел и зимовок. Именно буджакские татары и ставили на этих землях свои чадыры. Их пребывание на территории современной Чадыр-Лунги сохранилось в топонимике – «Кыргыз маалеси», «Манзыр маалеси», «Шюльпень маалеси» и других. Также название сел района – Баурчи, Гайдар (Хайдар), Джолтай, Копкуй, Кыпчак – тоже наследие татар.
Стефанида Стамова рассказывает: «Что касается непосредственно гагаузов – предков нынешних гагаузов, то при переселении с Балкан они не могли ставить шатры по той простой причине, что не умели этого делать. А вот наши далекие предки – печенеги, узы, кыпчаки – владели всеми навыками кочевой культуры. Однако со временем все, что было связано с кочевьем, постепенно было предано забвению и исчезло. Но кое-что из быта кочевников дошло из глубины веков до наших дней. Известные всем гагаузам узкие домотканые дорожки – «палатар» – ими утепляли и украшали нижнюю часть юрты, а в домах наших бабушек и дедушек ими украшали нижние части стен в комнатах. Низкие круглые гагаузские столы – «софра»; гагаузская национальная еда – каурма; кисломолочные продукты – йурт, пийнир – все это наследие кочевой культуры».
Согласно историческим данным, в 1808 году некие переселенцы из-за Дуная образовали в урочище речки Лунги две кышлы (зимовья), которые были названы Лунга и Стратан. В отчетах за 1815 год на этой территории значится селение Лунга, а также Бешгиоз, Баурчи, Гайдар и другие. Весной 1819 года выходцы из села Чадыр (Леовского района) во главе со священником Захарием Чакиром перебрались также сюда и на окраине бывшей татарской деревни Аран-Юрдо основали селение, которое они назвали Ени Чадыр («Новый Чадыр»). Но в Буджакском округе, который был образован по царскому указу от 29 декабря 1819 года, по-прежнему числилось поселение Лунга, наряду с Гайдаром, Бешгиозом, Кириетом и другими.
И только к 1830 году вместо Лунги в документах уже фиксируется Чадыр-Лунга, точно так же вместо Кириета – Кириет-Лунга. Однако в Молдавской Советской энциклопедии в качестве даты основания Чадыр-Лунги указывается 1812 год. Согласно болгарским источникам, в 1812 году группа задунайских переселенцев из с. Хаджиоглу Толбухинского округа (бывший Пазарджик), 181 семейство, 1154 души, осели также на месте будущей Чадыр-Лунги.
Это архивный материал из моего авторского сборника “Мы – гагаузы. Непридуманные истории”.
Фото из открытого доступа