В аналитической статье Джозефа Матвеенко, опубликованной международной организацией по защите свободы Freedom House, представлен обзор важной проблемы, касающейся влияния дезинформации на разнообразные этнические меньшинства в Республике Молдова. Статья раскрывает стратегии дезинформации, нацеленные на разжигание сепаратизма и подрыв легитимности молдавского правительства. Мы подготовили для вас обзор основных тезисов из этой статьи.
Кампании по дезинформации, нацеленные на сообщества молдавских меньшинств
Кремль использует разносторонний подход к манипулированию информацией, направленной на русскоязычные меньшинства.
С одной стороны, Гагаузия и Приднестровье постоянно отображаются в состоянии угрозы вторжения с Запада, вбрасываются ложные сообщения о натовских танках, направляющихся в Гагаузию и Приднестровье, надвигающемся насильственном объединении Молдовы и Румынии и преследовании русскоязычных «тоталитарным правительством».
С другой стороны, Россия отражается как оплот безопасности и благополучия для групп меньшинств и поборник традиционных ценностей. Российское государство утверждает, что оно будет «защищать» интересы не только этнического русского населения, но и всех русскоязычных в Молдове в целом. Это включает в себя попытки заменить молдавское правительство в социальной и гуманитарной сферах и подчеркнуть предоставление общественных благ доверенными лицами Кремля, такими как Партия Шор и Партия социалистов (ПСРМ).
«Шоровские» технологии прихода к власти
Такими сообщениями, где говорится, например, что «Россия несет мир и стабильность» в Приднестровье, в сообществах меньшинств укрепляется роль доверенных лиц Кремля в качестве защитников семейных ценностей и подчеркиваются небольшие, но весьма заметные акты помощи. Кроме того, российская дезинформация в Молдове направлена против украинских беженцев, проживающих в стране, и пытается подорвать общественную поддержку принятия и оказания помощи тем, кто спасается от российской агрессии.
Партия «Шор», популистское политическое формирование, возглавляемое беглым олигархом Иланом Шором, в настоящее время является самым быстрорастущим и динамичным оппозиционным движением в Молдове, несмотря на то что Конституционный суд признал его неконституционным и запретил в июне 2023 года. В отличие от ПСРМ, партия «Шор» не является откровенно пророссийской. Но, согласно разведывательным данным и журналистским расследованиям, партия получает стратегическую поддержку со стороны России и работает с московскими компаниями, которые помогают защитить активы Илана Шора, большая часть которых была получена в результате его участия в предполагаемом отмывании 1 миллиарда долларов из молдавских банков. С сентября 2022 года партия организовывает регулярные акции протеста с требованием отставки президента Майи Санду и предположительно платит протестующим за участие и организацию беспорядков под руководством оперативников ФСБ.
Попытки Илана Шора политически захватить регионы Молдовы неразрывно связаны с поддерживаемыми Россией кампаниями по дезинформации и нацелены на районы с наибольшим населением этнических меньшинств. Шор разработал модель «захвата районов» еще в 2015 году, после того как был избран мэром Оргеева и пообещал инвестировать в развитие города из собственных средств. Шор быстро укрепил свой контроль над Оргеевом, поначалу оставаясь в тени, и завоевал прочную репутацию за счет улучшения инфраструктуры города и повышения зарплат государственным служащим из неизвестных финансовых источников. Даже находясь в Израиле, Шор продолжает сохранять полный контроль над Оргеевом, поскольку мэр города, почти все члены муниципального совета и мэры большинства населенных пунктов в Оргеевском районе от партии “Шор”.
С тех пор Шор экспортировал эту модель в другие регионы Молдовы с большой численностью меньшинств. Его следующей целью стала Тараклия, город на юге Молдовы с преобладающим этническим болгарским населением. В 2019 году кандидат, поддерживаемый Шором, Вячеслав Лупов победил на выборах мэров в Тараклии в результате кампании, организованной Иланом Шором, которая насадила идею о том, что болгары Тараклии заслуживают лучшей жизни, которую Шор принесет им так же, как он это сделал в Оргееве.
Совсем недавно Шору удалось захватить исторически пророссийский регион Гагаузия, спонсируя и направляя кампанию никому неизвестной кандидатки на пост башкана гагаузской автономии Евгении Гуцул на выборах в мае 2023 года, омраченных обвинениями в подкупе голосов и вмешательстве России. Это продемонстрировало тот факт, что Шор продолжает оказывать сильное политическое влияние из-за рубежа и будет продолжать расширять свою сеть влияния даже в районах, где нет устоявшейся партийной базы или электората, поддерживавшего его ранее.
Популистская риторика Шора, которая находит отклик в пророссийских Telegram-каналах, рисует картину правительства Санду как фашистской диктатуры, контролируемой западными агентами, которая разрушила семейные ценности и одновременно стремится подчеркнуть достижения и неосуществимые цели партии Шор. Он использует свою еврейскую идентичность для установления идеологической связи с гагаузами, болгарами и другими этническими группами, сравнивая правительство Санду с нацистской Германией и предполагая, что геноцид и этническое насилие могут иметь место в отношении всех групп меньшинств в Молдове.
Шор использует свою “историю успеха” в Оргееве для создания неслыханных историй развития Гагаузии и Тараклии как информационный инструмент манипулирования общественностью, давая обещания построить современный аэропорт и парк развлечений под названием «ГагаузЛенд» в Комрате и создать персональный пенсионный фонд для всех пенсионеров, ни одно из которых, скорее всего, не осуществится. С помощью этого рычага и своего авторитетного положения Шор пытается объединить маргинализированные группы по всей стране и мобилизовать их против демократического пути Молдовы, призывая к фиктивным референдумам, подобным тем, которые были организованы Кремлем на оккупированных Россией территориях Украины в 2014 и 2022 годах.
С момента объявления его одноименной партии неконституционной, Илан Шор переименовал ее в новую Партию «Шанс», логотип и название которой очень напоминают Партию “Шор”. Вскоре после того, как было сделано это объявление, партия «Шанс» начала широкомасштабную кампанию рекламных постов в социальных сетях, выдавая себя за законные новостные агентства, которые распространяли партийную повестку, поддерживаемую бывшим руководством партии «Шор». Шор также возродил и поглотил увядающую прокремлевскую партию под названием «Возрождение» в дополнение к другим своим теневым партиям, чтобы якобы подкупить депутатов парламента от ПСРМ и местных мэров и продолжить расширять контроль над уязвимыми сообществами на недавних местных выборах.
Прокремлевская дезинформация в русскоязычных СМИ
Поскольку представители этнических меньшинств в Молдове говорят в основном на русском языке и читают и слушают русскоязычные СМИ, почти все из которых являются прокремлевскими, делает этих граждан более уязвимыми для манипулирования средствами массовой информации.
Российское правительство доминирует в русскоязычном медиапространстве через свои медиаканалы, поддерживаемые государством, где «реальные события выборочно переформатируются в прокремлевских терминах», чтобы заручиться поддержкой русскоязычных по всей Евразии и «вбить клинья между русскоязычными и властями их стран». Как в социальных сетях, так и в традиционных СМИ, поддерживаемые Россией каналы распространяют манипулятивные ревизионистские нарративы с высоким уровнем сложности и специализации, ориентированные на конкретную целевую аудиторию, которая зачастую намеренно выбирается среди уязвимых групп. Цель России состоит не просто в дезинформации этих групп, но и в том, чтобы использовать их для дестабилизации стран путем усиления социальной поляризации, посеять недовольство между группами населения, подорвать общественную поддержку демократических ценностей и расширить российский контроль над внутренними процессами. Для достижения этих стратегических целей Кремль использует бот-аккаунты и ложные личности в социальных сетях, активно взаимодействуя в сети ретвитов, оставляя комментарии и обмениваясь сообщениями в сетях, что усиливает пророссийскую пропаганду и создает вокруг нее мощный трафик.
Кроме того, Кремль устанавливает отношения с посредниками, такими как политические партии, элиты, местные СМИ и государственные учреждения внутри страны, чтобы усилить связи между российскими государственными субъектами и их целевыми сетями. Эти посредники размещают на многочисленных каналах тщательно нацеленные сообщения, которые находят отклик у их конкретной аудитории, затрагивая культурные вопросы, используя реплики и символы, которые помогают легитимизировать политический контент.
Российская пропаганда невероятно масштабна и распространяется во множестве источников, поглощая внимание целевой аудитории и, вероятно, повышая степень своей убедительности. Кремль и его доверенные лица проникли почти во все онлайн-пространства и платформы социальных сетей, включая Facebook, Twitter, YouTube, Instagram, 4chan, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, WhatsApp, LiveJounal и Medium, а также в рубрики комментариев новостных сайтов. В то же время, влияние этих усилий не ограничивается онлайн-пространством. Было зафиксировано много случаев поддерживаемой Кремлем дезинформации, ведущей к организации событий в реальном мире, включая снаряжение деструктивных антиправительственных протестов, координируемых политическими ставленниками Кремля в Молдове.
Политические взгляды групп меньшинств и уязвимость к дезинформации
Язык является особенно важным фактором в медийном ландшафте Молдовы и в борьбе с дезинформацией. В то время, как румыноязычные СМИ представляют плюрализм политических взглядов в Молдове, русскоязычные СМИ в Молдове являются в основном средством кремлевской пропаганды и не предлагают столь широкий или доступный спектр мнений о международных, внутренних или местных вопросах.
Данные опроса, проведенного в июне 2023 года, показывают, что только девятнадцать процентов русскоязычных (и носителей других языков меньшинств) доверяют президенту Майе Санду, по сравнению с почти 59% носителей румынского языка. Напротив, в этих группах более чем в два раза выше уровень доверия к пророссийскому политику Игорю Додону и беглому олигарху Илану Шору, чем у румыноговорящего населения – 53%, и 47% русскоязычных выражают доверие Додону и Шору соответственно.
Более половины русскоязычных респондентов классифицировали вторжение России в Украину либо как «операцию по освобождению Украины от нацизма», либо как «Россия защищает [Донецкую и Луганскую] Народные Республики от нападений Украины». Такое разделение в потреблении средств массовой информации между языковыми группами обуславливает диаметрально противоположное восприятие общественных событий и создает эхо-камеру, усиливающую существующее недовольство на основе идентичности.
Независимо от того, является ли невероятно высокий уровень поддержки прокремлевских политиков со стороны сообществ меньшинств результатом кампаний дезинформации или истинных политических убеждений, ясно, что поддерживаемые Кремлем информационные кампании и симпатии групп меньшинств к пророссийским политикам взаимно усиливают друг друга. Такие политические установки делают русскоязычные меньшинства более уязвимыми к дезинформации и ее последствиям.
Прокремлевская дезинформация нацелена на те группы населения, которые «уже в наибольшей степени поддерживают взгляды российского правительства» и, следовательно, с наибольшей вероятностью верят пропаганде и в меньшей степени способны отличить правдивую информацию от дезинформации. Поскольку группы меньшинств в Молдове в основном слушают и читают русскоязычные СМИ и не проявляют широкую поддержку нынешнего прозападного правительства, они являются идеальной мишенью для кампаний Кремля по дезинформации, которые усиливают существующую социальную поляризацию и преобразуют социальные взгляды в политические действия.
Всю статью Джозефа Матвеенко можно прочитать здесь.